- Бабушка! Ты уже давно бабушка. А тебя все зовут малая Зоя. И какой ты партизанкой могла быть, малолетка войны? Расскажи.
- Так случилось. Была большая Зоя, на весь Союз известная. Партизанка. Герой Советского Союза.
- Это ты про Зою Космодемьянскую? Ты-то здесь причем?
- Про нее. К зиме сорок первого немец под самую Москву припер. Нашу подмосковную деревню спалил, народу перебил… Уцелевшие в погребах прятались.
И вот выгоняют нас прикладами к площади – партизанку какую-то вешать будут. Вот страсти… Юная, раздетая, на снегу, избитая. Народ по ней голосит, а нам палачи даже плакать не дают.
Я от ужаса нырнула в переулок, потащилась улицами. «Стоп, - думаю, - а чего это я просто так от страха бреду?» Вон их вражьи стволы торчат, в этих домах изверги хозяйничают, машины их, даже танки. Запомнила, сколько, где, чего, а дома на листке подробно изложила, в потайной карман упрятала.
Да. Прошло сколько-то дней. Фронт от Москвы повернул. Пробираюсь я окраиной деревни больную подружку проведать. Из-за деревьев выходит человек. В маскхалате, при оружии, звездочка блеснула. Мне:
- Ты комсомолка?
- Да.
- Что у вас в деревне?
Я ему тот листочек отдала. Адрес, фамилию спросил. Разведчику все надо знать.
Вскоре освободил нас. Мирные годы пошли. Я учебу закончила. Учительствую в своей же школе. Как-то приехала целая делегация подробнее о смерти Зои Космодемьянской расспросить. На меня вышли. Допытывались, что и как было. Потом один из них тот листок с записями показывает:
- Твои разведданные?
- Мои.
- Так ты же нам помогла почти без потерь деревню вашу от фрицев отбить. Меня узнаешь?
- Да.
- Благодарим тебя за службу, малая Зоя.
Потом к годовщине Победы мне медаль «Партизану Отечественной войны» присвоили.
Рассказы фронтовиков оформил в новеллы сын фронтовика Алексей Чепурнов