В последние годы появилось очень много методик и авторских разработок по укреплению здоровья детей. Уже 4 года в ГУ ЛНР «ЛОУСШ № 54 имени Алексея Ерёменко» учитель начальных классов Марьяна Демченко в учебно-воспитательном процессе использует здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного.
За время обучения в смешанном классе дети овладевают искусством сохранения и укрепления здоровья. Ведь это самый благоприятный возраст для формирования правильных привычек, которые в соответствии с развитием детей дадут хорошие результаты.
Применение целостной системы здоровьеразвивающих педагогических технологий Владимира Базарного позволяет устранять многие причины нездоровья детей.
Первая технология – режим «динамических поз», или вертикализация позы – сохраняет и укрепляет телесную вертикаль ребёнка, позвоночник, осанку – основу энергетики человеческого организма. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз.
Следующая технология – построение образовательной деятельности в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Опыт показал, что такие виды деятельности, как обучение грамоте, обучение арифметике, ознакомление с окружающим миром, художественное воспитание, сюжетно-ролевые игры очень эффективны в данном режиме, так как основную информацию дети получают через зрительный анализатор.
Для повышения эффективности учебно-познавательного процесса в классе установлены сенсорно-координаторные тренажи, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов и лампочек. Дети, находясь в свободном стоянии, начинают живо фиксировать взгляд по звуковому сигналу на соответствующей цифре, картинке, цвете лампочки. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через каждые 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.
Дети с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.
С целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых помещений и ограниченных пространств используются зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий - на потолке нарисован офтальмологический тренажёр: схема универсальных символов («СУС»).
Сочетание здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий позволяет:
- увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей;
- развивать функциональную зрелость всех систем организма;
- обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья;
- повысить у ребенка работоспособность, внимательность, активность;
- оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность.
У детей формируется устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль. Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми. Растущий организм ребёнка только развивается, и поэтому так важно сформировать адекватные природе человека стереотипы поведения.
Таким образом, чем раньше растущий организм начинает больше двигаться, работать за конторкой и использовать другие элементы методики, тем легче и быстрее будет проходить перестройка организма, тем лучше будет у него психическое и физическое здоровье.
Марьяна Демченко,
учитель начальных классов
ГУ ЛНР «ЛОУСШ № 54 имени А. Ерёменко»