В условиях быстро меняющегося окружающего мира и технологий человек становится в буквальном смысле «привязанным к рабочему креслу, рабом Интернета». Двигательная активность снижается. И старая поговорка «движение – жизнь» приобретает сегодня буквальный характер.
Как сохранить своё здоровье, начиная со школьной скамьи? Нужно ли это сегодня и с какими трудностями сталкиваются все стороны образовательного процесса «по-Базарному», попробуем сейчас выяснить.
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Государственное учреждение Луганской Народной Республики «Луганское общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 17 имени Валерия Брумеля» - экспериментальное учебное заведение, которое с 2017-2018 учебного года работает над формированием у обучающихся здоровьесберегающей компетентности путём внедрения принципов здоровьесберегающих технологий, основанных на методике В.Ф. Базарного.
Приятно также отметить, что именно школа № 17 была фактически первопроходцем внедрения данной методики в городе Луганске.
Почему наш педагогический коллектив решил заниматься этой проблемой?
По мнению медиков-специалистов, возраст от одного года до пятнадцати лет важен для сохранения будущего здоровья: на сто новорожденных детей у двадцати с течением времени развивается плоскостопие, сколиоз, которые связаны чаще всего со слабостью мышц. Для этого в учебных кабинетах нашего учреждения установлена специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Уроки проводятся со сменой динамических поз. Каждые пятнадцать минут ученики меняются местами, часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Это способствует сохранению и укреплению телесной вертикали ребенка, его позвоночника, осанки – основы энергетики человеческого организма.
Кроме этого, методика Базарного позволяет создать условия для предупреждения развития близорукости. Для укрепления и улучшения мышечно-телесной, зрительной координации, развития внимания и быстроты реакции, скорости ориентации в пространстве на уроке используются специальные офтальмотренажеры «Бегущие огоньки» и схемы зрительных траекторий на потолке. Благодаря этому на занятиях учащиеся практически всё время находятся в движении, снимается зрительная утомляемость, снижается психическая нагрузка, избыточная нервная возбудимость и агрессия.
Кроме того, уроки проводятся в режиме движения наглядных пособий, что ведет к постоянному поиску заданий обучающимися, и это, в свою очередь, заметно активизирует детей.
Чтобы уменьшить напряжение на руки во время письма, первоклассники в течение первого семестра пишут простым карандашом. Это способствует развитию более аккуратного и каллиграфического письма. Со второго семестра вводится письмо перьевыми ручками.
Разница в развитии детей разных полов проявляется уже в первый год жизни. Как правило, мальчики на 2-3 месяца позже девочек начинают ходить, на 4-6 месяцев позже – говорить. Почему? Дело в том, что у них более прогрессивный и требующий более долгого созревания мозг: у него больше функций, длительнее все стадии его формирования. Это значит, что мальчики первых лет жизни младше по биологическому возрасту, чем их ровесницы.
В итоге в первый класс приходят дети, казалось бы, ровесники, но биологический возраст девочки 7 лет, а мальчику всего 5. Именно поэтому им по-разному дается учеба в начальной школе. Маленькие ученицы более старательны, аккуратны, ответственны, а мальчики шумят, толкаются, бегают – они просто еще не наигрались в детском саду. Им постоянно ставят в пример более послушных сверстниц.
Учитывая все особенности, в школе организовано обучение в классах раздельно-параллельного образования мальчиков и девочек. На уроках мальчика не волнует, как отреагирует симпатичная ему девочка на его ответ у доски, девочка не смущается при мысли о мальчике, поднимает руку и отвечает на вопросы учителя. Получается, они сконцентрированы только на предмете урока.
Учась в классах раздельно, они, как обычно, общаются друг с другом на переменах, в проектах, на совместных праздниках, во время поездок, экскурсий и прогулок, в группе продлённого дня.
Говоря о трудностях, с которыми нам довелось столкнуться за эти 4 года, следует отметить лишь наиболее существенные.
Во-первых, обучение по методике Базарного требует определенных капиталовложений: приобретение или изготовление ростовой мебели, необходимого методического и технического оснащения кабинетов и т. п.
Во-вторых, возрастает нагрузка на учителя, работающего в таком классе, поскольку необходимо учесть большее количество переменных при подготовке к урокам: подготовить больше раздаточного материала, карточек и прочего.
И, в-третьих, не все родители в достаточной мере знают и понимают достоинства методики, воспринимая ее зачастую негативно. Впрочем, это обычная психологическая особенность человека – недоверие ко всему новому.
Ежегодно в ноябре с родителями будущих первоклассников проводятся встречи, на которых широко освещается система работы нашего учреждения по методике В.Ф. Базарного. Многие родители проявляют живой интерес к данной технологии и выражают желание обучаться в классах, работающих в данном направлении.
Татьяна Левова,
заместитель директора по УВР
ГУ ЛНР «ЛОУСОШ № 17 имени В. Брумеля»