10 октября Государственный Комитет Обороны объединил управление войск Западного и Резервного фронтов в одних руках. Командующим Западным фронтом, объединенным с Резервным, фактически командующим обороной Москвы, был назначен Г.К. Жуков.
17 октября был создан Калининский фронт (И.С. Конев).
Войска, оказавшиеся в вяземском окружении, вели мужественную борьбу с врагом, нанося контрудары, и прорывались из кольца окружения. Особенно яростными были наши атаки 8-12 октября, когда в боевые действия дивизии включилась батарея «Катюш» капитана Флерова… Немцам пришлось поспешно стягивать сюда крупные соединения и технику. Активные боевые действия советских войск сковали в районе Вязьмы 28 немецко-фашистских дивизий, которые застряли здесь и не могли продолжать наступление на
Москву.
Передовые танковые дивизии Гудериана, устремившиеся от Орла к Туле, натолкнулись в районе Мценска на сопротивление 1-го особого стрелкового корпуса генерала Д.Д. Лелюшенко. Задержка противника у Мценска облегчила организацию обороны Тулы.
К 10 октября развернулась ожесточенная борьба на фронте от верховьев Волги до Льгова. Враг захватил Сычевку, Гжатск, вышел на подступы к Калуге, вел бои в районе Брянска, у Мценска, на подступах к Понырям и Льгову. 14 октября враг ворвался в город Калинин. 17 октября Ставка создала здесь Калининский фронт под командованием генерала И.С. Конева.
С 15 октября 1941 г. по указу Государственного Комитета Обороны началась эвакуация ряда предприятий и их персонала с семьями в Куйбышев (ныне - Самара) из западных регионов России. В город были эвакуированы из Москвы: Правительство СССР, Верховный Совет СССР, дипломатические представительства, крупные учреждения культуры (например, Большой театр, «Мосфильм»).
Но Государственный Комитет Обороны, Ставка и оперативная группа работников Генерального штаба оставались в Москве и прилегающих к ней районах. Было введено осадное положение.
То, что произошло в те октябрьские дни 41-го на боевых полях под Москвой, трудно описать, даже осмыслить невозможно. Весь мир затаил дыхание и ждал… Многим на Западе казалось, что Советский Союз не выдержит,
что катастрофа его неминуема. Только советские люди были уверены в победе: «Не мы хотели этой войны. Не мы перед ней отступим. Фашисты начали войну. Мы ее кончим победой». Так говорили наши люди. И это правда.