В 1920-е годы проблема нехватки медицинских кадров стояла на Луганщине очень остро, ведь условия того времени - распространение социальных болезней, эпидемий - диктовали огромную потребность в таких кадрах. Становление медицинского образования началось во второй половине 1920-х годов.
МЕДПРОФШКОЛА
В то время в Луганске существовала только одна медицинская профессиональная школа. Это было среднее специальное учебное заведение, которое выпускало акушерок и помлекарей (помощников врачей). В 1928-1929 г.г. общее количество учеников школы по результатам набора составляло 87 человек. Среди них рабочих было 46 человек, крестьян 9, служащих 28, 1 кустарь. В те годы социальному происхождению придавалось большое значение.
В 1927-1928 годах инспектурой здравоохранения предполагалось предоставить помещение при Первой советской больнице (ныне 4-я горбольница в Каменном Броде). Но своего помещения школа до 1930 года так и не имела.
При поступлении в медпрофшколу заполнялась анкета, в которой указывались фамилия, имя, отчество, дата рождения. Обязательно указывалась партийность, социальное положение, какую школу закончил, социальное положение родителей, место постоянного проживания.
Какие же дисциплины изучались в медпрофшколе? На акушерском отделении проходили экономическую географию, основы марксизма, историю классовой борьбы, украинский и русский языки, математику, физику, химию, немецкий язык, биологию, анатомию и физиологию, уход за больными, латынь, действие и изготовление лекарств, общую патологию, политическую экономию, гигиену и бактериологию, акушерство, гинекологию, охматдет (охрана материнства и детства). На помлекарском отделении прибавлялись еще внутренние болезни, общая хирургия, глазные болезни, венерические и кожные, нервные и психические, инфекционные, военная санитария. Как мы видим, нагрузки были более чем серьезные. Для приобретения практических навыков учащиеся школы проходили практику в больницах.
С 1930 года в медпрофшколе прошла серьезная реорганизация, в результате которой ей присвоили статус медицинского техникума.
Студентов набирали из районов Луганщины. Платили в техникуме и стипендии, которые назначала стипендиальная комиссия. Размер стипендии был от 30 до 50 рублей, вне зависимости от успеваемости. Отказывали всем, у кого семейный доход был более 100 рублей.
Преподавали в техникуме Локтюшова, Агищев, Скворцов, Скворцова, Захер и другие известные луганские врачи.
Доктор Скворцова Елена Евграфовна, преподававшая гинекологию, добилась того, что было увеличено количество практических занятий по ее предмету и прибавлена одна лекция на декаду. Скворцова считала, что студенты не готовы к выпуску по гинекологии.
О том, как осуществлялся прием в техникум, можно узнать из протокола приемной комиссии от 19.09.31 г.: «Утвердили принять всех рабочих, которые подали заявления. Остальные места распределить так: колхозников 60%, служащих 40%. Из колхозников в первую очередь зачислять бедняков, организаторов колхозов и тех, кто принимал активное участие в революции и колхозном движении. Из служащих в первую очередь выдвиженцев и красных партизан».
При техникуме была своя столовая, студенты получали завтрак и обед за 32,5 руб., из которых 2,5 руб. оплачивал техникум. За работой столовой следил студконтроль. Посредством столовой велась борьба с прогулами. Прогульщики лишались питания в день прогула, удерживались также деньги из стипендии или зарплаты.
Из спецкабинетов - анатомический, физкультурный, они были оборудованы удовлетворительно. Анатомический кабинет сам готовил препараты. Изготовлен костный музей, таблицы индивидуальной работы студентов. В библиотеке хранилось 5274 книги. Из них учебной литературы 1880. Учебной литературой библиотека была обеспечена на 50%. Плохо обстояли дела с бумагой.
По окончании техникума выпускников распределяли в разные места, большую часть, конечно, в сельскую местность. К распределению относились очень строго. Вот выдержка из письма 1932 года наркомата здравоохранения Украины директору техникума. «…Несмотря на то, что НКОЗУ (Народный комиссариат охраны здоровья Украины) дал всем медтехникумам точные указания и инструкцию о порядке направления студентов, заканчивающих медтехникум, на работу по специальности, некоторые медтехникумы отнеслись к этому вопросу формально и есть много студентов, которые после окончания не только не поехали на работу, но даже не получили нарядов. В условиях острого кризиса в медицинских кадрах каждое «летунство» того или иного студента надо рассматривать как преступление и дело передавать в прокуратуру. Вы обязаны немедленно выделить студенческие бригады с представителями профсоюзной организации, которые проверяли бы фактический выезд студентов на работу. Отвечает в первую очередь директор техникума. Зам.заведующего сектором кадров Меневич».
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
Существовало в Луганске еще одно учебное заведение для подготовки медицинских работников среднего звена - санитарно-гигиенический техникум. Он был основан в 1932 году при Донбасском институте Коммунальной гигиены им. К.Е. Ворошилова и находился по адресу: ул.Больничная, 2, очевидно в одном из помещений Первой Советской больницы (ныне 4-я горбольница в Каменном Броде). Директором был доктор Соколовский.
Техникум имел три курса обучения и ставил задачу подготовить помощников санитарных врачей с общесанитарным, пищевым и жилищно-коммунальным уклонами. Принимались лица от 15 до 35 лет со знаниями по программе семилетней школы, исключительно из слоев пролетарской молодежи.
В техникуме работало 27 преподавателей, зарплата преподавателя составляла 60-120 рублей. Если преподаватель опаздывал на лекцию более чем на 15 минут - вычитали из зарплаты.
В 1933 году в техникуме обучалось 92 студента. Из протоколов видно, какие вопросы рассматривались на педсоветах. Например, на заседании педсовета 28.12.1933 года обсуждался вопрос: «Состояние учебы и материально-бытовые условия студенчества… Каждый месяц ведется учет успеваемости. Что касается материально-бытовых условий студенчества, стипендией студенты обеспечены на 83%, общежитием на 100%. (За общежитие платили 10,5 руб.). Имеется централизованная заготовка: картофеля 2 тонны, капусты 5 т., свеклы 2 т., моркови 1,5 т. Все это для столовой, в которую студенты получают абонементы».
В архиве хранятся протоколы разбора заявлений поступающих (тогда еще не было слова абитуриент). До вступительных экзаменов допускали не всех. Идет список подавших заявление, против каждой фамилии - резолюция, например - «допустить» или «предоставить справку о соцположении до революции» или «отказать как дочери кулака».
Система оценок была четырехбальная: 4 - вполне хорошо, 3 - хорошо, 2 - удовлетворительно, 1 - неудовлетворительно.
Вступительные экзамены сдавали по украинскому языку, социальной экономике, математике, физике.
У техникума бывали проблемы с набором студентов. Чтобы обеспечить набор, привлекали комсомол, профсоюз для агитации. Были специальные вербовщики. В архиве сохранились «протоколы собраний вербовщиков».
В 1932 году из НКОЗУ в сангигтехникум пришло письмо: «В связи с директивными указаниями Вы должны увеличить контингент осеннего приема в техникум 1932 г. на 40 лиц. Снова подчеркиваем, что выполнение как количественного, так и качественного приема является для вас обязательным. Заведующий сектором кадров Меневич».
А вот интересное письмо директора сангигтехникума к директору медицинского техникума: «По поводу того, что зимний набор сангигтехникума и медтехникума дает некомплект групп, считаем целесообразным и необходимым объединить набор по Вашему техникуму с набором по нашему, а поэтому просим Вас передать нам 20 студентов нового набора из Вашего техникума».
КУРСЫ МЕДРАБОТНИКОВ
Кроме профессиональных школ и техникумов на Луганщине работали различные курсы по подготовке медработников среднего звена.
В 1927 - 1928 годах в Луганском округе проходили курсы для низшего медицинского персонала. Такие курсы были организованы в Брянке, Краснодоне, Алчевске, Ровеньках и Боково-хрустальском, при больницах рудников. В 1929 году работали курсы для дезинфекторов. Учебный план курсов предусматривал 122 теоретических часа и 118 практических. Месяц по окончании предусматривалось приобретать практический стаж при горсануправлении или лечучреждениях. На курсы принимались лица с подготовкой не ниже 7 классов, а также санитары и дезинфекторы с производственным стажем.
Вопрос обеспечения медицинской сферы Луганщины квалифицированными кадрами среднего звена постепенно решался. Но, хотя и были осуществлены первые шаги, очень остро стояла проблема обеспечения школ учебными помещениями с необходимыми кабинетами. Общежития отсутствовали или были в очень плохом состоянии. Слабым было финансирование для приобретения учебных пособий, оборудования и исследовательских приборов.
Тем не менее, медицинское образование в нашем городе развивалось, пополняя наши больницы медицинскими кадрами.
Ольга Цуприкова, старший научный сотрудник ГУ «Музей истории г.Луганска»