Зимняя звездная ночь... Небо приближается к нам. Природа замирает в предвкушении чуда, на небосвод всходит волшебная Вифлеемская звезда, а в сердце загорается огонек надежды на то, что мир вокруг нас станет лучше.
Рождество Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда...
Сегодня Рождественский сочельник. Завтра, 7 января, чудо произойдет. 2021-й раз.
«БЛАГОВЕСТВУЮ ВАМ РАДОСТЬ ВЕЛИКУЮ»
Согласно Евангелию от Луки, Иисус Христос родился от Девы Марии в царствование императора Августа в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, потому Дева Мария и праведный Иосиф, происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем, чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме в связи с переписью все места в гостиницах были заняты, Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в известняковой пещере, предназначенной для стойла скота. Когда же они там расположились, Марии наступило время родить. Среди сена и соломы в холодную зимнюю ночь родился младенец Иисус Христос. Пресвятая Дева спеленала его и положила в ясли - кормушку для скота. Но среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, весть о рождении Спасителя мира услышали пастухи, сторожившие стадо. Им явился Ангел и сказал: «Не бойтесь: благовествую вам радость великую, которая будет всем людям. Сегодня родился Спаситель мира! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Когда Ангелы исчезли, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось. И, поспешив, они нашли пещеру, где находились Мария, Иосиф и Иисус, лежащий в яслях. Пастухи рассказали святому семейству о том, что было возвещено им о младенце. Поклониться новорожденному Спасителю явились и волхвы, каждый из которых принес для младенца дары. А царь Ирод, узнав, что родился новый царь небесный, силы которого гораздо могущественней, захотел убить младенца. Но волхвы не выдали, где именно находится новорожденный, и Ирод отправил в Вифлеем солдат с приказом убить всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Пресвятой Девой Марией и маленьким Иисусом в Египет, где святое семейство и находилось до смерти Ирода.
ДАТА БОГОВОПЛОЩЕНИЯ
Сегодня, в сочельник, в храме зажжется свеча как символ появившейся на небе Вифлеемской звезды. И хор вместе с верующими пропоет рождественский тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш, Возсия мирови свет разума…» После чего верующие отправятся готовиться к одному из главных праздников – Бог становится человеком и открывает Себя людям. Как сказал Афанасий Александрийский о Боговоплощении: «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом».
Но, что удивительно, далеко не всегда Рождество Христово так трепетно ожидали и торжественно встречали. В первые века христианства Рождество не праздновали. Это следствие иудейской традиции, где было не принято отмечать день рождения человека. В Древней Церкви Рождество (тогда оно называлось «Богоявление») было принято праздновать в один день с Крещением. В течение нескольких дней христиане вспоминали рождение, обрезание Спасителя, а также приход волхвов с дарами и Крещение Господне. Такая традиция сохранялась вплоть до середины IV века.
Сама дата Рождества – 7 января (25 декабря по старому стилю) условный день рождения Иисуса Христа. Одной из причин, почему был выбран именно этот день, стало зимнее солнцестояние. 25 декабря – день, когда самая длинная ночь в году уступала свои права начинающему удлиняться дню. Позднее эта дата сместилась на 21 и 22 декабря. Еще одной причиной переноса Рождества именно на 25 декабря стала замена языческого римского праздника «дня рождения непобедимого солнца» и наполнение его новым содержанием.
Закономерен вопрос: если Рождество во всем мире принято праздновать 25 декабря, то почему тогда в Русской православной церкви – 7 января? Дело все в том, что наша Церковь не приняла переход на григорианский календарь или новый стиль, который был установлен в России в 1918 году. А так как григорианский и юлианский календари расходятся на 13 дней, то и день празднования Рождества отличается теперь на это же количество суток. 7 января – это 25 декабря по старому стилю.
И ВХОДИТ БОГ ПОД СВОДЫ СВОЕГО ТВОРЕНИЯ
Рождество Христово – праздник в абсолютном, подлинном смысле. Это небесное вторжение, прорыв в наш мир из-за его пределов – совершенно иной реальности. Бог, смиренно склонившись, входит под своды Своего Творения. Он становится человеком, младенцем в утробе Своей Матери, потом – на Ее руках. Создатель всего этого немыслимо огромного мироздания, Автор пространства и времени, ангелов и галактик, Владыка истории и каждой человеческой жизни, становится беспомощным дитятей – чтобы принести нам вечное спасение.
Тот, Кем и для Кого все создано, приходит, чтобы поселиться среди нас. Человеческая история со всем ее неизбывным трагизмом оборачивается историей спасения. Она разворачивается от Сотворения, через Падение человека и Искупление его Христом, к своему истинному финалу – когда мир будет исцелен и восстановлен в радости и славе бесконечно большей, чем та, которая была первоначально утрачена.
Входя под своды храма, мы проходим через толщу пространства и времени и оказываемся там – вместе с волхвами, пастухами и ангелами, перед Младенцем и Матерью Его. Мы находимся в самом центре мироздания, в самой важной его точке – и видим, что наша жизнь полна глубокого и священного смысла. Мы оглядываемся друг на друга и видим, что мы разделяем самое важное, что только может быть: мы посвящены в величайшую из тайн, которая не перестает быть тайной оттого, что мы провозглашаем ее всему миру. Эта тайна объединяет нас с нашими братьями, сестрами, отцами и матерями по всей земле – как теми, кто совершает свой земной путь, так и теми, кто уже вышел из тела и водворился у Господа.
ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК МОГ СТАТЬ БОГОМ
Рождество Христово – событие, не вмещающееся в сознание. Творец Вселенной, пронизывающий Собой всë сотворенное пространство и при этом не ограниченный им, вечный и всеведущий, абсолютно нематериальный, вошел в наше земное время и пространство, стал одним из действующих лиц человеческой истории!
Сын Божий, ни на мгновение не переставая быть Богом, стал еще и Человеком – раз и навсегда! Сперва – плодом, завязавшимся в утробе Девы Марии; затем – беспомощным Младенцем, рожденным за неимением лучшего в загоне для скота; и наконец – скитальцем-проповедником, вынужденным терпеть все ограничения и тяготы обычной земной жизни, испытывающим голод и жажду, страдающим от холода и зноя, болезней и недосыпания, не имеющим где главу приклонить…
Бог становится человеком. Для чего? Чтобы человек реализовал свое предназначение; чтобы мог снова беседовать с Богом «лицом к лицу», как некогда Адам; чтобы стал незамутненным образом и подобием Божиим.
В «Слове о воплощении Бога-Слова» святитель Афанасий Александрийский объясняет, что у Бога не было иного способа спасти падшее человечество. Людьми, которых Он сотворил для вечной жизни, овладевала смерть; «род человеческий растлевался… и Богом совершённое дело гибло». Человек погибал потому, что нарушил Божию заповедь не вкушать от древа познания добра и зла. А отменить эту заповедь постфактум Бог уже не мог: тогда Он вступил бы в противоречие Сам с Собою. Не было смысла и ждать от людей покаяния: Бог, конечно, простил бы их, но покаяние не вернуло бы им бессмертия: ведь сколько грехов уже было совершено…
Выходило, по слову святителя Афанасия, «нечто… ни с чем несообразное и вместе неприличное».
Посему-то, говорит он, «бесплотное, нетленное, невещественное Божие Слово приходит в нашу область» и «приемлет на Себя тело, и тело нечуждое нашему», чтобы во исполнение Своей же заповеди пострадать и умереть как человек, а затем Божией силой воскреснуть и уничтожить в людях смерть, «как солому огнем».
Коротко говоря, Рождество Христово стало первым шагом, предпринятым Богом с целью спасти Свое творение от греха и его неизбежного последствия – смерти.
СВЯТЫЕ ДНИ ГАДАНИЕМ НЕ ОСКОРБЛЯЙТЕ
Две недели от Рождества до Крещения Господня называются святыми днями или же святками.
В эти дни принято обмениваться подарками, петь рождественские духовные гимны и особо славить родившегося Христа, посещая друзей и знакомых с колядками. В некоторых местностях устраивают своеобразные рождественские крестные ходы, только со звездой. Когда молодёжная церковная община ходит по домам с хоругвью в виде Вифлеемской звезды и совершает небольшие молебны с пением тропаря Рождества Христова.
Многие православные христиане посвящают святки благотворительности, посещая больных или одиноких людей с песнями, подарками и вниманием.
Некоторые люди в святые дни рождественских праздников прибегают к помощи тёмных сил и пытаются выпытать у них, что ждёт их впереди, ведь именно в эти дни гадание считается «более сильным». Гадание – это распространённое суеверие, оскорбляющее магическими обрядами святые дни, предназначенные для прославления Бога.
Христианину чуждо представление о судьбе – ничто, кроме его ежеминутного волевого выбора, не определяет его будущее. Именно так учит нас Церковь.
ПРИМЕТЫ НА РОЖДЕСТВО
Издавна наши предки придерживались народных примет на Рождество.
Ясная погода на Рождество – хороший урожай будет летом и осенью.
Если небо звездное – будет приплод скота, а также хороший урожай грибов и ягод.
Снежная метель на Рождество Христово – следует ждать хорошего урожая пшеницы. Кроме того, метель – хороший знак для пчеловода, ведь она предвещает хорошее роение пчел.
А вот если праздник выдался теплым, ждите холодной весны.
Оттепель на Рождество – к плохому урожаю овощей.
Идет снег хлопьями или лежит иней – к хорошему урожаю хлеба.