Текущая неделя богата на великие православные праздники.
28 августа верующие отмечают последний крупный праздник церковного года – Успение Пресвятой Богородицы. Новолетие и новый круг церковных памятных дат начнется по православному календарю 14 сентября. Успение Пресвятой Богородицы совпадает с окончанием строгого Успенского поста. В этом году торжество приходится на пятницу – постный день, поэтому миряне будут разговляться рыбой, а мясо начнут вкушать со следующего дня.
29 августа – праздник Перенесения Нерукотворного Образа Господня из Едессы в Константинополь – «третий Спас». В этот день у наших предков было принято освящать орехи, а в некоторых местах – хлеб.
«РАДУЙТЕСЬ! ТЕПЕРЬ Я ВСЕГДА С ВАМИ»
Успение по-русски означает: усыпание, сон. Смерть физическая, телесная – это отделение души от тела, а смерть духовная – это отделение души от Бога, совершаемое грехами. Но Богоматерь, живя чисто, не отделялась от Божества, потому и кончина Ее называется не смертью, а успением, и является праздником, хотя и не без скорби. Также и всем христианам, отходящим в тот мир, церковь просит: «во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи».
Священное Писание ничего не говорит нам о жизни Пресвятой Богородицы после Воскресения Христова. Поэтому об Успении Богородицы мы знаем из Предания, которое жило в ранней Церкви.
Все годы после Распятия, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа Пресвятая Дева провела большей частью в Иерусалиме, проповедуя Господа наравне с апостолами. Но вот настало время Ее земной кончины.
Однажды во время молитвы Дева Мария увидела Архангела Гавриила, некогда возвестившего Ей великую радость - что Ей суждено стать Матерью Спасителя мира. На сей раз известие было другое: через три дня душа Ее оставит тело. Но Богородица очень обрадовалась. Ведь Ее ожидала встреча с Тем, Кого Она любила гораздо больше, чем жизнь.
Три дня спустя в доме апостола Иоанна, где жила Мария, собрались и другие апостолы. Интересно, что ученики Христа, которые проповедовали слово Божье по всем странам, и, конечно, не могли знать о ее скорой кончине, чудесным образом одновременно вернулись в Иерусалим и сошлись все вместе, чтобы проводить Богородицу. Не было только Фомы.
Перед смертью Дева Мария утешала апостолов и обещала не оставлять их и после своей смерти, всегда молиться о них.
Апостолы стали свидетелями блаженной кончины Святой Девы. Сам Христос, окруженный множеством ангелов, явился, чтобы принять душу Своей Пречистой Матери и возвести Ее в рай.
Тело же Ее апостолы решили похоронить в Гефсимании, где находился Гроб Господень и где погребены были родители Девы Марии и Ее нареченный супруг праведный Иосиф. Сопровождая гроб, апостолы и другие жители Иерусалима несли светильники и пели псалмы. Иудейский священник Афоний, которого раздражало почитание Иисусовой Матери, толкнул гроб, желая перевернуть его, – и тут же лишился кистей обеих рук: их отсек ангел, невидимо стоявший рядом. «Теперь ты видишь, что Христос истинный Бог», – сказал Афонию апостол Петр. Тот сразу покаялся – и руки срослись.
На третий день к гробнице Божией Матери прибыл апостол Фома. Вход в пещеру открыли, но тела Богоматери там не было! В тот же день, собравшись на общую трапезу, апостолы увидели Пресвятую Деву, шедшую по воздуху со множеством ангелов. Она обратилась к ним со словами: «Радуйтесь! Теперь Я всегда с вами».
МАЛАЯ ПАСХА
Название праздника – Успение – отражает христианское отношение к смерти. Смерть – не конец нашего существования, а сон: усопший на время оставляет мир, чтобы после всеобщего воскресения снова вернуться к жизни. В Евангелии повествуется о нескольких случаях, когда Христос воскресил умерших, и смерть Он называл при этом именно успением. «Не умерла, но спит», - сказал Спаситель об умершей дочери начальника синагоги Иаира. И о Лазаре, который заболел и умер: «Лазарь, друг наш уснул; но Я иду разбудить его». В дни Пасхи в храме звучит песнопение: «Плотию уснув, яко мертв…» – и здесь сну уподоблена смерть Самого Христа.
Вот и праздник Успения Богородицы в народе называют «малой Пасхой». Как Христос в третий день пробудился от смертного сна и воскрес телесно, так и Успение Богородицы оказалось всего лишь кратковременным сном. Христос воззвал Ее от смерти к вечной жизни, и в третий день апостолы убедились, что Она не просто жива: теперь она пребывает с нами всегда и везде, утешая и поддерживая нас на пути ко Христу.
На примере Богородицы мы убеждаемся: Воскресение Христово действительно стало победой над смертью для всех, кто пребывает в общении с Ним и старается следовать Его заповедям.
И еще одно нужно помнить в день Успения. Царица Небесная всегда считалась на Руси главной защитницей земли Русской. Все православные христиане просят Божью Матерь быть молитвенницей за них. Торжества по случаю праздника Успения длятся еще восемь дней после праздника, давая верующим возможность порадоваться, что у каждого из них есть заступница перед Богом. И об этой помощи стоит помнить всегда и смело обращаться к заступнице с молитвами.
В этот праздник важно нести свет и любовь людям, раздавать милостыню нуждающимся и не отказывать в помощи просящим, не только близким, но и незнакомым.
Радость в этот день должна посетить особенно тех, кто чем-то обделен.
На Руси существовало поверье: сватовство в день Успения – к вечной любви, которая продлится и на Небесах.
ПРИМЕТЫ НА УСПЕНИЕ
*Хорошая погода в этот праздник – к прохладному бабьему лету.
*На Успение Пресвятой Богородицы на небе увидеть радугу – к теплой осени.
*Много паутины – зима будет малоснежной и морозной.
*Если до Успения девушка не присмотрела жениха – еще год будет сидеть в девках.
ОБРАЗ СПАСИТЕЛЯ НЕРУКОТВОРНЫЙ
Уже на следующий день, 29-го августа, православная Церковь празднует Третий Спас – память Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.
Как утверждает Священное Предание, нерукотворный Образ Спасителя появился при следующих обстоятельствах: во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса жил князь Авгарь. Он страдал неисцельной болезнью – проказой, из-за которой снаружи он был покрыт страшными язвами, а внутри чувствовал расслабление всего тела. До Авгаря дошел слух об Иисусе и о великих чудесах, совершаемых Им. Авгарь возымел сильное желание увидеть Христа и получить от Него исцеление. Однако, не имея возможности самому идти в Иудею, он послал к Господу Иисусу одного искусного живописца с умилительным письмом. Художник должен был изобразить на иконе лицо Господне. Так велика была любовь Авгаря ко Христу, возникшая от веры в Него, что он хотел хотя бы видеть Его изображение. По промыслу Божию живописец, как ни старался, не мог изобразить лик Христа, но Сам Господь умыл Свое лицо водой и вытер полотенцем, на котором отпечаталось чудесное изображение Божественного лика.
Затем Господь отослал это изображение Авгарю вместе с ответным посланием, в котором Он написал: «Блажен ты, Авгарь, не видевший Меня и уверовавший в Меня, ибо ты наследуешь жизнь вечную! Ты пишешь, чтобы Я пришел к тебе, но Мне нужно совершить то, ради чего Я послан, и затем возвратиться к пославшему Меня Отцу. И когда Я буду вознесен к Нему, тогда пошлю к тебе одного из учеников Моих, который совершенно исцелит тебя от твоей болезни».
Это и совершилось после вознесения Господня, когда в Эдессу пришел с проповедью о Христе святой апостол Фаддей и крестил Авгаря, который вышел из святой купели совершенно чистый и здоровый душой и телом. Исцелившись от проказы, Авгарь написал на Нерукотворном Образе: «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», украсил его и установил над городскими воротами. В 944 году, при нашествии турок, Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены из Эдессы в Константинополь.
«СПАС НА ПОЛОТНЕ»
Третий Спас в народе называется Ореховый Спас. А еще его часто называют «Спас на полотне»: во-первых, из-за того куска ткани, на котором отпечатался лик Иисуса Христа, а во-вторых, вследствие того, что в деревенском быту данный праздник отмечался торгом полотнами, холстами.
Наши предки праздновали Ореховый Спас уже не с таким размахом, как Яблочный и Медовый. Лето заканчивалось, начинались холода. И люди старались поскорее заготовить еду в своих амбарах.
В первую очередь с полей убирали рожь и пшеницу. А хозяйки ткали полотна, чтобы обеспечить свои семьи одеждой.
В обед шли в церковь, чтобы освятить хлеб и пироги из нового зерна. Молились перед иконой мученика Диомида.
К вечеру крестьяне, как и в Медовый Спас, чистили целебные подземные источники, чистили колодцы – готовились к осени и зиме. А уже потом садились за стол. Подавать принято было настойку на основе грецких орехов, а также хлеб и пироги.
А заканчивали день мытьем в бане. Люди делали веники из орешника, который, как верили, защищал их от болезней и сглаза.
НАРОД ПРИМЕТИЛ
*Если журавли полетели на юг – Покров (14 октября) будет морозным.
*Начался дождь с грозой – осень ожидается теплой.
*Ecли много opexoв в этoм гoду, тo будeт мнoгo xлeбa в будущeм гoду.
*Сорвешь первый орех, и каким он на вкус будет, таким и следующий год будет: спелый орех – жди большой любви и добрых вестей, неспелый – скоро появятся важные новости, гнилой – к большой беде, а горький – к проблемам.
Серафима Ковалевская, по материалам православных Интернет-источников