В последний месяц лета православные христиане отмечают три больших праздника, три Спаса – Медовый, Яблочный и Ореховый. Название праздников произошло от имени Спасителя, ценой Своей жизни принесшего людям, уверовавшим в Него, надежду на вечную жизнь и благодать прощения. Самый первый Спас - Медовый или Маковей – неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста. В этот день народ идет в храмы освящать мед и мак. Однако истинное значение празднования совсем не в этом.
ИЗНЕСЕНИЕ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
В основе первого Спаса августа – праздник с длинным названием – Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. В этот день мы вспоминаем Того, Чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего.
Праздник возник в IX веке в Константинополе. Связан он был с обычаем ежегодно в августе выносить из сокровищницы византийских императоров Древо Животворящего Креста, на котором был распят Иисус Христос, на поклонение народу.
Согласно Священному Преданию, после Распятия Спасителя Крест Христов был спрятан в земле недалеко от Гроба Господня, а потом в 326 году найден святой царицей Еленой. Императрица Елена разделила Крест, одну часть оставила в Иерусалиме, а другую отвезла своему сыну – византийскому императору Константину. В Константинополе часть Древа Креста Господня хранилась в ковчеге в царской сокровищнице до 1204 года, когда столицу Византии разграбили крестоносцы.
Каждый год 1 августа по старому стилю Животворящий Крест переносили из сокровищницы в главный храм Константинополя - собор Святой Софии, и совершали молебен с водосвятием. После этого в течение двух недель Крест носили по Константинополю и служили литии для освящения мест. В праздник Успения Пресвятой Богородицы Крест приносили обратно в царскую сокровищницу.
Подробное описание праздника Изнесения Честных Древ и шествия с Крестом в Константинополе описано в греческом Часослове XIX века.
На Руси до начала XV в. праздника в честь Изнесения Честных Древ Креста Господня не было.
В русской традиции праздник стал называться еще и Происхождение Честных Древ Креста Господня из-за неточного перевода греческого слова пρόοδος, которое означает торжественное шествие, крестный ход.
ПРАЗДНЕСТВО ВСЕМИЛОСТИВОМУ СПАСУ И ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
В Русской Церкви в этот же день отмечают празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
Этот праздник установлен по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.
В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.
Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всем сражавшимся. В память об этих чудесных победах с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
ДЕНЬ ПОМИНАНИЯ СЕМИ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЕВ или СПАС МАКОВЫЙ
Медовый Спас в народе еще называют праздник Маковея. С ним связана традиция приносить на освящение в церковь мак. Однако связь состоит лишь в созвучии именования вкусной начинки для выпечки с именем мучеников Маккавеев.
Третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.
Семь святых мучеников Маккавеев, мать их Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввел в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.
Девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.
Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твердо перенес муки, как и его старшие братья.
После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.
Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.
«НА ПЕРВЫЙ СПАС И НИЩИЙ МЕДКУ ПОПРОБУЕТ!»
Этот день в русском народе имеет еще одно название – Первый Спас – Медовый.
С этого дня пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчелы вытаскают весь мед.
С утра пчеловоды старательно высматривали, осеняясь крестным знамением, ульи, выбирая среди них самый богатый по медовому запасу. Облюбовав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посудину, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» от летних трудов пчелы, «Божьей работницы», и начинал святить принесенный в сотах мед. Дьяк собирал «попову долю». Часть освященного меда передавалась тут же «нищей братии», поздравляющей пчеловодов с Медовым Спасом. А затем большая половина этого праздника происходила на пасеке. Вечером обступала каждый пчельник толпа ребят и подростков с тряпочками или листом лопуха в руках. Они получали «ребячью долю», после чего пели:
Дай, Господи, хозяину многия лета,
Многия лета – долгие годы!
А и долго ему жить – Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчел водить,
Божьих пчел водить, ярый воск топить –
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на утешение.
Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,
Отца-мать кормить, малых детушек растить,
Уму-разуму учить!
Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой
Сладко есть, сладко пить,
А и того слаще на белом свете жить!
Дай, господи, хозяину многия лета!
(А. Коринфский. Народная Русь)
Мед ели с хлебом или различными блюдами, хмельной мед пили на пирах, на его основе делали множество безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мед описан как «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Селяне знали, что мед обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.
По легенде медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца.
Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым ароматом.
В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды и лекарственных трав. Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда, воды и трав в этот день – это всего лишь благочестивая традиция, которая не должна отвлекать от настоящего смысла праздника – поклонения Честному Животворящему Кресту, на котором был распят Господь за грехи всех людей.
ОБЫЧАИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье». Отцветают розы, отмечается отлет первых ласточек и стрижей. По погоде этого дня судят о том, каков будет третий (ореховый) Спас.
В народе говорят, что на Первый Спас «бабьи грехи» замаливаются: женщинам прощаются все их невымоленные грехи.
Считается, что если в Медовый Спас день оказывается дождливым, то на протяжении года будет меньше пожаров. Славяне замечали, что в этот день погода бывает очень разнообразной, и считали, что по ней можно судить, теплым или холодным будет ближайший год.
ПОГОВОРКИ И ПРИМЕТЫ
На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
Паши под озимь, сей озимь.
Первый Спас – первый сев.
До Петрова дни взорать, до Ильина – заборонить, на Спас – засевать!
На Маккавеи собирают мак.
С первого спаса и роса хороша.
На первый спас олень копыто обмочил (вода холодна).
Заламывай (подрезывай) соты.
Во что Маккавеи, в то и разговенье.
Первый Спас – на воде стоять, второй Спас – яблоки едят, третий Спас – на зеленых горах холсты продавать.
14 августа начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий, почти как Великий пост. Он будет длиться до 27 августа, до Дня Успения Богородицы. Строгий пост запрещает употребление мяса, яиц и молочных продуктов. Рыбу можно будет только в праздник Преображение Господне, в народе также известный как Яблочный Спас, 19 августа.
Серафима Ковалевская
По материалам официального сайта храма «Большое Вознесение» у Никитских ворот Центрального благочиния Московской городской епархии РПЦ и других православных Интернет-ресурсов