Во все времена профессия педагога считалась одной из самых почитаемых, ведь именно благодаря учителям передаются знания и опыт, накопленные человечеством, а от их профессионализма зависит, каким вырастет будущее поколение. Но при этом профессия учитель всегда являлась одной из самых трудных, поскольку она требует от человека полной отдачи своему делу. Осознавая все эти факторы, еще большее уважение вызывает такое удивительное явление, как педагогические династии, которыми во все времена славилась Луганщина. Это особые семьи, в которых, несмотря на все трудности профессии, из поколения в поколение передается внутренняя потребность дарить людям знания.
Одной из таких династий является семья Стрелкиных-Горобинских, общий педагогический стаж которых превышает пятьдесят лет. Основательницей династии является Ольга Викторовна Стрелкина – учитель математики, которая еще в 1980-х годах окончила Ворошиловградский педагогический институт и с тех пор уже на протяжении нескольких десятилетий остается верной своей профессии.
– У меня в школе были очень хорошие педагоги. Глядя на них, мне тоже захотелось быть учителем. Но приняла решение не сразу, так как были сомнения, а моё ли вообще это? Решающую роль сыграли слова моего классного руководителя о том, что мне прямая дорога в педагогический институт, – вспоминает Ольга Викторовна.
До сих пор она помнит, с каким волнением и тревогой шла на свой первый урок. Получится ли? Будут ли слушать, а главное - слышать дети? Эти мысли не покидали молодого педагога. Но все получилось и, несмотря на всю сложность профессии, радость от общения с детьми крепко-накрепко связала жизнь Ольги Стрелкиной с педагогикой.
– Конечно, работать с детьми непросто, но при этом безумно интересно, ведь каждый ребенок индивидуален и по-своему талантлив. Я очень люблю свою профессию и ни разу в жизни не пожалела, что стала учителем. Даже и представить не могу, что могла бы заниматься чем-то другим. Работа в школе позволяет все время окунаться в детство, требует постоянного развития, а для этого все время нужно двигаться вперед, – отметила она.
Через некоторое время у Ольги Викторовны родилась дочь Мария, которая с самого детства ощутила всю серьезность маминой профессии. Конечно же, нельзя сказать, что детство у нее было сложнее, чем у других детей, но при этом быть учительским ребенком – это задача не из простых.
– То, что мама работала в школе, накладывало огромную ответственность, потому что в первую очередь учительский ребенок должен быть образцом. Ведь как учитель может чему-нибудь научить, если ее собственный ребенок поступает как-то не так, и что-то идет вразрез с тем, что требует учитель? Поэтому в первую очередь все эти требования должны были выполняться мною. Хотя порой мне, как всем детям, хотелось где-то, пошалить, но я была послушным ребенком, поэтому не могу сказать, что сильно от этого страдала. Мне было хорошо и комфортно и ничего не хотелось менять, – говорит Мария Стрелкина.
Мария всегда хорошо училась в школе и никогда не подводила свою маму, которая была для нее не просто учителем, а и классным руководителем, что еще больше усложняло задачи учительской дочки. Так и шли школьные годы Марии Стрелкиной, отношения с мамой всегда на виду, и порой тонкая грань между школой и домом стиралась. Но, несмотря на все это, она с большой благодарностью вспоминает это время, потому что именно в эти годы начала формироваться ее тяга к профессии учитель. Марии всегда нравилось помогать своим одноклассникам, объяснять трудные для них темы и каждый раз, когда это удавалось, доставляло ей неподдельную радость.
По маминым стопам
Уже будучи ученицей 11-го класса, Мария Стрелкина твердо для себя решила, что так же, как и мама, хочет связать свою жизнь с педагогикой, поэтому в самом начале учебного года подала документы на довузовскую подготовку в педагогический университет. Конечно же, Ольга Викторовна как опытный педагог предупредила дочку о том, что ее ждет в будущем. Но, как говорится, от судьбы не убежишь. Пример мамы настолько вдохновил Марию, что она для себя четко поняла, что пойдет по ее стопам, и после окончания школы успешно поступила в университет на специальность учитель математики.
– Меня, наверное, в прямом смысле вынянчили, вырастили в школе. С детства я видела маминых учеников, которые были абсолютно разными. Были и сложные дети, которые порой обижались на маму, но тем приятнее было видеть, что, когда они взрослели, то осознавали, что учитель вовсе не был им врагом, а даже наоборот, всегда был их самым верным другом и наставником.
А еще на протяжении всех школьных лет Мария видела, сколько благодарных детских глаз каждый день смотрело на Ольгу Викторовну.
– Наверное, желание учить детей – это действительно призвание, которое кроется где-то в подсознании. Работа учителя по-настоящему сложная, ведь каждый день ты понимаешь, что кто-то после работы будет отдыхать, а ты понесешь домой две пачки тетрадей. Но видя перед собой мамин пример, я прекрасно понимала, с какой профессией я связываю свою жизнь, и какие трудности меня ожидают. Особенно приятно было то, что она меня поддержала и старалась помочь во всем.
После окончания университета Мария Стрелкина уже на протяжении девяти лет работает учителем математики в 57-й школе города Луганска. За эти годы у нее накопилось огромное количество приятных воспоминаний, связанных с педагогической деятельностью, но самым главным из них она считает свой первый выпуск, который Мария вела, начиная с пятого класса.
– Пожалуй, самое яркое воспоминание за эти девять лет – мой первый выпуск. Когда видишь, как, не побоюсь этой фразы, 25 «твоих» детей из маленьких несмышленышей-пятиклашек превратились во взрослых парней-юношей, то испытываешь эмоции, которые даже словами трудно передать. Сейчас это уже третьекурсники, с которыми мы до сих пор общаемся. Я считаю, что это мой главный вклад за все эти годы работы, – рассказала она.
Династия растет
В 2011 году, будучи студенткой старших курсов, Мария попала на активную практику от университета в летний лагерь «Сказка» в Зеленой Роще, где познакомилась с Алексеем Горобинским, выпускником того же вуза, только по специальности история. Это была по-настоящему судьбоносная встреча, ведь с тех пор они стали не просто неразлучными, но и создали крепкую семью молодых педагогов.
Истории этих молодых людей кардинально отличаются. Если Мария всю жизнь видела перед собой пример мамы-педагога, что и повлияло на выбор ее будущей профессии, то у Алексея же все было совершенно иначе. Вся жизнь его бабушки и мамы неразрывно связана с медициной, и его родители очень надеялись, что сын продолжит династию врачей. Но сложилось все совершенно по-другому. Еще в школьные годы Алексея начала привлекать история, а вот медицина его абсолютно не интересовала. В итоге он поступил на исторический факультет педагогического университета, после окончания которого устроился работать учителем истории в луганскую школу № 13.
– Еще во время педагогической практики я увидел, что детям интересно то, что я делаю, рассказываю, как я с ними общаюсь. Я увидел от них отдачу. Это было очень необычное ощущение. Конечно, поначалу было сложно. В университете ты все учишь по книжкам, а на практике все совсем по-другому – и дети совсем другие, они не похожи на тех, которых тебе описывали учебники. И к каждому нужно найти свой подход. Но этого не нужно бояться. В работе с детьми, как и в любой другой профессии, самое главное - это опыт. А его можно получить только на практике. Когда ты наработал уже какой-то базовый опыт, тогда ты уже понимаешь, что именно интересно детям, и работать становится гораздо легче, – поделился воспоминаниями Алексей.
Он уверен, что, несмотря на недостаток опыта, у молодых педагогов есть и свои преимущества, поскольку им проще найти общий язык с учениками.
– Ученикам очень важно понять, что учитель говорит с ними на одном языке, в том смысле, что он понимает их интересы, учитывает их мнение по тому или иному вопросу, – считает педагог.
Экзамены продолжаются
С тех пор уже на протяжении многих лет Мария и Алексей работают учителями, причем довольно успешно. Подтверждением тому стал тот факт, что в 2018 году они оба стали конкурсантами городского этапа конкурса «Педагог года Луганщины». Это стало очень необычным и интересным испытанием в жизни молодой семьи, ведь они не просто участвовали в одном конкурсе, но и соперничали в одной и той же номинации. Но это еще больше сплотило молодых людей. Они не просто на протяжении всего конкурса поддерживали друг друга, а даже готовились совместно. Мария вспоминает, как они с Алексеем неоднократно встречали рассвет за подготовкой к открытым урокам.
– Требования очень высокие были. Тем более мы были первопроходцами. Это был первый конкурс «Педагог года Луганщины» за достаточно длительный промежуток. Мы должны были выложиться на 200 %, показать всю свою компетентность во всех вопросах: знание педагогики и психологии, владение современными технологиями, готовность развиваться и сиюминутно решать педагогические задачи. Оценивалось не только твое реальное педагогическое мастерство, но и то, что ты сможешь показать в будущем.
Задача была действительно не из простых – каждый из супругов старался не столько для себя, сколько для своей второй половинки.
– Мы все готовили совместно. Конкуренции у нас абсолютно не было. Все рождалось в диалоге. Мы не хотели соперничать друг с другом, поэтому даже к педсовету последнему мы готовились вместе. Это был очень интересный опыт, – отметил Алексей Горобинский.
И молодые люди действительно выложились на все 200 %, ведь в итоге Алексей стал победителем Республиканского конкурса «Педагог года Луганщины-2018», а Мария – призером.
А совсем недавно Алексей и Мария стали победителями еще одного конкурса, возможно главного в их жизни – в семье молодых педагогов родился ребенок.
– У нас, наверное, самый главный конкурс в жизни начался. В первую очередь мы должны вырастить ребенка. Это экзамен посложнее, чем стоять на сцене конкурса «Педагог года». Тут вопросы совсем другого уровня. И отвечать на них придется перед детскими глазами, – уверена Мария Стрелкина.
Для династии Стрелкиных-Горобинских быть учителем – это судьба. Желание зажигать сердца и согревать души учеников своим теплом – это то, что привело этих людей в педагогическую профессию. Кто знает, может быть в будущем, когда ребенок молодых педагогов вырастет, и он захочет продолжить почетное дело своих родителей.
Максим Журавлев