Если вечером дома педсовет и все разговоры только о школе, если профессия стала жизнью нескольких поколений семьи, − значит это учительская династия. Явление драгоценное и не поддающееся объяснению.
Учительская династия – это особый образ жизни. Залогом творческих успехов таких педагогов становится верность призванию даже в самые трудные времена. Почему же дети и внуки учителей тоже идут туда, где труд никогда не был легким?
Предлагаем вам познакомиться с учительской династией Сотниковых-Диких и убедиться, что каждый ее представитель – по-своему уникальный человек и талантливый учитель.
ПУТЬ К ПРИЗВАНИЮ
У истоков династии стояла Сотникова Людмила Петровна – учитель украинского языка и литературы, посвятившая 28 лет луганской школе № 39. По ее стопам пошла дочь Ирина, хотя выбор этого пути ею был сделан не сразу.
- Никогда не хотела быть учителем-филологом, - вспоминает Ирина Викторовна. - Смотрела на маму и осознавала все сложности ее профессии - как непросто готовиться к урокам, проверять стопками тетради. Родители воспитывали меня в строгости, мама знала обо мне все, ведь в школе я была под ее присмотром. Чуть где «стратила» – тут же ей доложили. Окончила учебу я без малого отличницей – в аттестате все «пятерки», только одна «четверка» по английскому. И каково же было родительское удивление, когда я объявила о своих планах стать... продавцом! Да-да, поступаю в торговое училище! Мама была в шоке: «Мне стыдно людям сказать! Такой позор!». И все же ей пришлось смириться с моим решением и целый год наблюдать, как я сама извлекаю уроки из своей ошибки. Я действительно выучилась на продавца, а летом пошла работать. И только на практике я поняла, что это не мое. Все осознав, буквально на следующий год я поступила в Луганский педагогический институт на «физмат и трудовое обучение».
К тому же Ирине удалось не только исправить собственный промах, но и направить на истинный профессиональный путь своего будущего мужа - последователя педагогической династии Александра Дикого.
В то время Саша окончил школу № 5, отслужил в рядах Советской Армии и мечтал поступить на престижный в те времена истфак. Но прислушавшись к вполне разумным аргументам Ирины, он не стал рисковать и без особого труда поступил вместе с ней на физмат. Взрослый, сознательный, активный Александр быстро завоевал уважение у преподавателей и авторитет у однокашников, избравших его комсоргом курса.
После окончания вуза молодая семья Диких начала свою педагогическую деятельность в средней школе № 39. Ирина Викторовна вела труды у девочек, а Александр Максимович преподавал ИЗО, черчение и трудовое обучение мальчишкам. Но надо сказать, его любовь к истории не исчезла. Все годы учительства Александр Дикий вел кружок для мальчиков «Военно-историческая миниатюра». На специальных планшетах, будто «на местности», кружковцы воссоздавали те или иные реальные исторические военные события. Школьники не просто «играли в оловянных солдатиков», а вместе с учителем, досконально изучив исторические первоисточники и документальные факты, практически в точности воссоздавали детали разных сражений. Стоит ли говорить о том, с каким интересом мальчишки переносились в давние времена, в гущу тех событий, которые влияли на ход истории всего человечества! Например, Куликовской битвы или взятия Рейхстага!
Работы кружковцев принимали участие в разных всеукраинских выставках, занимали призовые места. Однажды, накануне 2014 года, Александр Максимович традиционно отправляет одну из их поделок - миниатюру, посвященную Великой Отечественной войне, на очередной конкурс. В те дни в Киеве уже зарождались известные события. Конкурс состоялся, миниатюра вернулась домой. Каково же было недоумение юных исследователей, когда, распечатав ящик, они увидели, что фигурки немцев в целости и сохранности, а у солдатиков – русских воинов… откручены головы!
…Летом 2014 года здание 39-й школы расстреляли. В результате прямых попаданий артиллерийских снарядов пострадала крыша, была разрушена часть стены и выбиты стекла.
Но как только образовательный процесс в Луганске восстановился, Ирина и Александр Дикие снова вернулись к педагогике. Работать они перешли в среднюю школу № 6. И здесь был создан музей военно-исторических миниатюр, в экспозиции которого 2014-му году был отведен отдельный стеллаж. Среди работ Александра Максимовича и его воспитанников есть миниатюра разрушенной 39-й школы и блокпоста в Малой Вергунке. Здесь же экспонировались фотографии с мест событий, осколки снарядов, оружие… Когда школьники рассматривали эти экспонаты, не могли сдержать слез – ведь очень многие из них во время боевых действий оставались в Луганске.
Серафима Ковалевская
Полную версию материала читайте в "Жизни Луганска" №41 (1603) от 7 октября 2020 года