Состоявшаяся вчера встреча глав дипломатических ведомств стран нормандской четверки в формате видеоконференции имеет особое значение в двух аспектах.
Прежде всего, насколько можно судить по публичным заявлениям ее участников, ключевым тезисом встречи была единая оценка странами — гарантами Минского переговорного процесса отсутствия серьезной положительной динамики и в реализации Согласованных итогов Парижского, 2019 года, саммита нормандской четверки, и в выполнении Комплекса мер по реализации Минских соглашений (Приложение 1 к Резолюции Совета Безопасности ООН 2202 (2015)) в целом. Оценка причин также была единодушной, в связи с чем Украина получила настоятельные рекомендации отказаться от затягивания процесса переговоров и возвратиться к конструктивной работе на Минской площадке.
Второй существенный момент — это сам факт нормандской встречи на уровне министров иностранных дел. То, что в условиях максимальной загруженности, связанной с противостоянием пандемии коронавируса, страны — участники нормандской четверки ставят задачу своим внешнеполитическим ведомствам уделить пристальное внимание урегулированию конфликта на Донбассе, прямо указывает на высокую оценку значимости для них этого вопроса и реальные намерения приложить максимум усилий для его разрешения.
Теперь по сути.
Украина, судя по сообщениям в СМИ, вызвала серьезную критику своей инертностью и настоятельные рекомендации по всем, практически, направлениям урегулирования конфликта.
В части политического урегулирования конфликта — перейти к обсуждению механизмов согласования с представителями Донбасса изменений украинского законодательства, предусмотренного Комплексом мер, начиная с имплементации формулы Штайнмайера в текст закона об особом статусе Донбасса, и далее, через конституционную реформу, закрепляющую постоянный характер особого статуса, к изменениям в законы и подзаконные акты, обеспечивающие его реализацию.
В части сдерживания вооруженной составляющей конфликта — безотлагательно согласовать дополнительные меры по обеспечению режима прекращения огня, а также прекратить уклоняться от согласования дополнительных участков разведения сил и средств, с акцентом на необходимости выполнения разведения по всей линии соприкосновения.
Отдельное внимание было уделено также реализации социально-экономического блока, при понимании того, что украинская сторона, несмотря на публичные декларации, так и не предложила никакого плана восстановления социально-экономического взаимодействия через линию разграничения.
Отдельно хотелось бы отметить, что заявления в прессе от украинских дипломатов вызывают острое ощущение дежавю: не далее, как 22 апреля, и двумя неделями ранее, и еще ранее подобная же риторика звучала из уст представителей Украины в Минской Контактной группе, где Украина всячески уходила и от принятия конкретных решений по выполнению принятых ранее обязательств, и от прямого диалога с представителями Республик Донбасса. И даже на таком высоком уровне обсуждения представители Украины повторяют, как мантру: "Киев не может разговаривать с Донбассом, с представителями незаконных формирований"…
Понимая это, страны — гаранты Минских переговоров призвали Украину к возобновлению конструктивного прямого диалога.
Республики Донбасса присоединяются к этому призыву и ожидают от Украины продуктивной работы на Минской площадке с тем, чтобы к следующей нормандской встрече Украина могла представить реальные результаты, а не жалкие оправдания их отсутствия.
Министр иностранных дел ЛНР, полномочный представитель ЛНР на переговорах в Минске Владислав Дейнего