Для того, чтобы обезопасить себя от мошенничества, необходимо понимать, как мошенники обманывают граждан и какие бывают виды мошенничества. Расскажем в нашем материале.
Социальная инженерияМошенники умело используют психологические тактики, чтобы заставить вас доверять им и делать то, что они хотят. Они могут назвать себя представителями банков, госорганов или другими должностными лицами государственных организаций, чтобы выдать себя за надежного человека и получить доступ к вашим средствам. Основная цель мошенников – побудить вас совершить необходимые злоумышленникам действия либо сообщить преступникам логины и пароли, коды подтверждения для входа в личный кабинет банков, госуслуг и хищения ваших денежных средств.
ФишингЧасто мошенники создают фальшивые веб-сайты, отправляют электронные письма или сообщения в соцсетях и мессенджерах от имени известных маркетплейсов, операторов мобильной связи или государственных сервисов, которые выглядят подлинными, чтобы получить вашу личную информацию, такую как пароли, номера кредитных карт и другую личную финансовую информацию.
Звонок из банкаМошенники сообщают человеку, что в данный момент кто-то пытается снять деньги с его банковского счета либо оформляет на него кредит. Часто в ход идёт легенда о том, что существует некая преступная схема, в которую вовлечены сотрудники банка и полицейские. В этом случае в беседу включаются «сотрудники правоохранительных органов» — следователь, работник прокуратуры, полиции. Преступники продумали все до мелочей: они переключают звонки, разговор ведётся на фоне офисного шума — такого же, как в настоящем отделении банка.
Сайты объявленийПри покупке или продаже товаров в интернете мошенники убеждают человека сообщить им данные банковской карты либо внести предоплату. Также они часто используют мошеннические ресурсы под видом известных сервисов «безопасной сделки».
«Мама, я попал в беду»Одна из самых старых схем телефонного мошенничества в этом году переживает «вторую молодость». Как все работает? Мошенники звонят на стационарные телефоны. Злоумышленники представляются родственниками (детьми, внуками), говорят, что попали в трагическую ситуацию, стали жертвой или виновником ДТП. От бабули нужна срочная денежная помощь, чтобы «следователь» не возбудил уголовное дело или для того, чтобы сделать операцию пострадавшему в аварии. За деньгами, как правило, приезжает посредник — курьер.
Как распознать мошенничество? Будьте бдительныВнимательно изучайте все сообщения, которые вы получаете, и оценивайте их на предмет подозрительной информации или необычной просьбы.
Проверьте источникПроверяйте информацию и достоверность источника. Никогда не предоставляйте персональные данные или финансовую информацию на ненадежных сайтах или в ответ на нежелательные звонки или сообщения.
Доверьтесь своей интуицииЕсли что-то кажется подозрительным или слишком хорошим, чтобы быть правдой, вероятнее всего, это мошенничество. Не доверяйте сомнительным предложениям или обещаниям.
Как говорить «НЕТ» мошенникам?· Не отвечайте на звонки с незнакомых номеров и аккаунтов в мессенджерах. Это самый простой и действенный способ не стать жертвой телефонных мошенников.
· Как только вы услышали про списание денежных средств или оформление кредита, сразу прекращайте разговор и перезванивайте в банк. Набирайте телефон горячей линии (он указан на вашей банковской карте, на официальном сайте банка) или идите в ближайший офис банка.
· Никому и никогда не сообщайте реквизиты своей банковской карты.
· Оплачивайте товар только после его получения.
· Не переводите деньги «на автомате», даже если это ваш близкий человек и вы очень заняты. Найдите время позвонить тому, кто просит в долг, и вы узнаете, что, скорее всего, его страницу взломали.
· Не ввязывайтесь в подозрительные операции, помня, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
· Рассказывайте и регулярно напоминайте своим пожилым родственникам о преступных схемах и мерах предосторожности.
Куда обращаться, если стали жертвой мошенничества? ПолицияСообщите о случившемся в полицию, напишите заявление о совершении в отношении вас мошенничества, получите уведомлении о принятии заявления.
БанкОбратитесь в банк, письменно сообщите о случившемся. Работники банка смогут заблокировать ваш счет и принять меры для дальнейшего предотвращения финансовых потерь.
Пресс-служба ПСБ
press-center@psbank.ru, +7 (495) 787 67 17