Телефонные мошенники не прекращают попытки украсть деньги с банковских счетов жителей Луганской Народной Республики. После разоблачения махинации с установкой фейкового мобильного приложения ПСБ злоумышленники пустили в ход сразу несколько новых схем. Эксперты ПСБ рассказали о распространенных способах обмана и о том, как жителям Республики не попасть в ловушки преступников.
1.
Поддельные СМС и звонки Практически во всех схемах телефонного мошенничества в ЛНР присутствует объединяющий момент. Связываясь с потенциальной жертвой, преступники представляются сотрудниками банка ПСБ, Центробанка или силовых ведомств (в частности, ФСБ или МВД). В отдельных случаях для убедительности человеку в мессенджер высылают фальшивые электронные служебные удостоверения якобы ПСБ. Поступают даже видеозвонки, в ходе которых мошенники, не скрывая лиц, общаются с жертвой, надев бейджи и галстуки с логотипами банка.
Мошенники в СМС или при звонках используют следующие сценарии:
- «Изменился ваш финансовый номер»;
- «Ваша карта заблокирована банком»;
- «На вас оформлен кредит»;
- «С вашего счета мошенники пытаются снять деньги».
Сначала клиенту приходит СМС с соответствующим текстом. Затем с жертвой связываются от лица банка или правоохранителей в телефонном режиме, чтобы якобы помочь решить возникшую проблему. Человека настойчиво убеждают в опасности ситуации и склоняют немедленно принять меры. Для защиты средств якобы нужно установить специальное приложение «ПСБ Защита» (на самом деле банк не выпускал подобное приложение) или перейти по ссылке, чтобы аннулировать кредит либо платеж. В ходе беседы преступники также пытаются выяснить у клиента номер карты, CVV-код, пароли из СМС или пароль от личного кабинета.
Важно! Если клиент проявляет бдительность и хочет перепроверить информацию, обратившись на официальную горячую линию банка, его всячески отговаривают. Могут даже перебивать попытки звонка в колл-центр банка непрерывными параллельными звонками с различных других номеров.
Кроме того, подставной «сотрудник ФСБ/МВД» может угрожать клиенту, что с его счета пытаются отправить деньги на территорию другой страны. А это, в свою очередь, якобы повлечет ряд неприятностей с правоохранительными органами.
Что происходит, если человек устанавливает вредоносное ПО, переходит по направленной ссылке или сообщает данные своей карты? Мошенники получают доступ к банковскому аккаунту клиента и, соответственно, возможность похитить его средства.
2.
Взлом мессенджера При такой схеме прямого взаимодействия мошенника с клиентом нет. Преступники удаленно взламывают аккаунт человека в мессенджере, получая доступ к его личным перепискам. Далее со взломанного аккаунта рассылаются сообщения знакомым и родственникам жертвы с просьбой одолжить деньги, перечислив необходимую сумму на банковскую карту.
Часто взлом происходит после того как пользователь по неосторожности перешел по ссылке с вредоносным кодом. Например, отреагировал на призыв вроде «проголосуй за моего племянника в конкурсе».
ПСБ предупреждает: мобильное приложение «ПСБ Защита» не имеет никакого отношения к банку.
Сотрудники банка не звонят клиентам, чтобы уточнить персональные данные (адрес, e-mail, данные документов и проч.). Они не просят продиктовать входящие в СМС-коды подтверждений. Реальные звонки из банка носят исключительно информационный характер. Например, человека уведомляют об изменении условий обслуживания или приглашают в офис для оформления услуг, проведения идентификации.
Будьте бдительны! Не доверяйте звонкам с незнакомых номеров, всегда перепроверяйте информацию, связанную с финансами, на официальных ресурсах банка и по номеру горячей линии 8 800 333-03-03. Установите в мессенджерах двухуровневую аутентификацию с дополнительным паролем, не переходите по незнакомым ссылкам и не отправляйте деньги даже близким родственникам, предварительно не обсудив с ними это по телефону или лично, но не в переписке.