Украина после 2014 года стала территорией тотального беззакония. Жители республик Донбасса с ужасом глядят на творимый «за речкой» произвол. Уже никого не удивляют почти открытые разборки криминалитета, сросшегося с «эуропейской элитой» аграрной сверхдержавы. Делят сельхозугодия, урожай, имущество некогда процветавших предприятий. На оккупированной Киевом Луганщине обострилась борьба за немногочисленные сельхозпредприятия, которые ещё продолжают находиться в собственности государства. В частности, портал «Луганск 1» получил информацию о борьбе криминальных группировок за Новоалександровский конезавод №64 в оккупированном Украиной Беловодском районе.
Лакомый кусок и мутные схемы
Новоалександровский конезавод № 64 старше самой Украины. И даже США. Был основан императрицей Екатериной II и занимался выращиванием (производством) рысаков «в казну», т.е. для нужд государства – прежде всего для армии. В советское время предприятие сохранилось и производило породистых рысаков для нужд спорта, а также тяжеловозные породы лошадей. За хозяйством закреплено 12,2 тыс. га земли, в т.ч. 9,8 тыс. га пахотной. Ясно, что это лакомый кусок для любителей наживы в мутной воде. Таковых – достаточно в стране победившего майдана, где давно законы растоптаны, а чиновники и правоохранители превратились в «легальных» разбойников.
Формально Новоалександровский конезавод входит в госпредприятие «Коневодство Украины», правда, из бюджета «аграрной сверхдержавы» получает крохи – то, что киевские и местные чиновники не разворовали. А то, что доходит, разворовывают руководители предприятия.
Прокуратура так называемой «Луганской области» ещё в мае 2020 года по заявлениям работников филиалов государственного предприятия начала уголовные производства в отношении бывших должностных лиц ГП «Коневодство Украины». Их обвиняют в присвоении и растрате государственных средств путём подписания фиктивных сделок с частным предприятием на выполнение сельскохозяйственных работ и услуг (ч. 5 ст. 191 УК Украины).
Также расследуется факт незаконного завладения имуществом государственного предприятия и кражи зерна в особо крупном размере. По данным следствия, действующее руководство четырех филиалов госпредприятия заключило договоры с сообщником (некая частная предпринимательская организация) с целью хищения государственного имущества. Они рассчитывали провернуть такую схему: выполнение полевых работ на земельных площадях, после чего агрофирма должна была забрать собранный урожай сельскохозяйственных культур.
Директора конезавода Юрия Владимировича Топчия отстранили, он отказался подчиняться. Назрел конфликт, который стал всё больше и больше разрастаться. В ситуацию вмешался даже гауляйтер Луганщины – руководитель украинской оккупационной администрации в Северодонецке Сергей Гайдай.
Клан Батырсултановых
Почему передел Новоалександровского конезавода вылился в публичную сферу? Кто стоит за Топчием и кто выступает против него?
Связавшись с собственными источниками на самом предприятии, а также в Северодонецке, мы выяснили, что за лакомый кусок – угодья конезавода – схлестнулись две криминальные группировки, которые опираются при этом на действующую власть и силовые структуры.
Осведомленные лица из числа госслужащих сообщили нам, что руководство конезавода (Юрий Топчий и его заместитель Сергей Валентинович Бондарь) тесно связано с местным криминальным авторитетом и крупным бизнесменом Батырсултановым Махачем Долгатовичем (10.04.1963 г.р.). Это известный человек. Выходец из Дагестана, он плотно осел на севере Луганщины, где занялся аграрным бизнесом (легально) и разного рода темными делишками.
Сын Махача Хабиб Батырсултанов (27.07.1987 г.р., проживает в н.п. Криничное Меловского района) уже успел обрести судимость на Украине (угон автомобиля в составе группы лиц) и находится в розыске на территории России за причинение тяжких телесных повреждений. В Меловском районе он всем известен как человек, занимающийся контрабандой горюче-смазочных материалов из России.
«Это ещё тот парень… Совсем отбитый. Прикрывается авторитетом папика и творит любой произвол. Сколько конфликтов с ним было! Да и управы на него не найдёшь – боятся папика его, он вроде местного олигарха», – рассказал наш собеседник.
Местные жители ненавидят семью Батырсултановых не только за криминальные дела. Многих возмущает, что Хабиб открыто выступает за украинских националистов, резко негативно высказывается о России и республиках Донбасса. В случаях конфликтов он прибегает к услугам украинских боевиков-националистов, которые охотно за денежное вознаграждение выполняют все указания Хабиба.
Жена Хабиба – Лилия Петровна Батырсултанова (в девичестве Самойлова) работает прокурором в Меловском отделе Старобельской городской прокуратуры. Она является дочерью Петра Николаевича Самойлова, тоже непростого человека – главы райсовета Беловодска. Как видим, клан Батырсултановых прочно запустил щупальца и в силовые ведомства, и в органы местной власти.
«Поговаривают, что Хабиб Батырсултанов договорился с Сергеем Шаховым о своём выдвижении на местных выборах от «Европейской солидарности». Это только слухи, но похоже на правду. Махач давно хочет продвинуть своего сынка в органы власти», – рассказал наш собеседник в Беловодском районе.
Клан Батырсултановых вовсе не хочет отказываться от лакомого куска, подконтрольного им конезавода.
Поэтому, как сообщают наши собеседники на самом заводе, когда на предприятие приехал новый руководитель, то против него выступил не слабохарактерный Топчий, а лично Хабиб Батырсултанов. На Новоалександровский конезавод приехал Хабиб в сопровождении четырех вооруженных автоматическим оружием людей. Все они были в военной форме без знаков различия. Под угрозой расправы они принудили конкурентов уехать с территории предприятия.
Темные лошадки «Коневодства Украины»
Против клана Батырсултановых, плотно опутавшего связями Меловской и Беловодский районы Луганщины, выступили люди, контролирующие госпредприятие «Коневодство Украины». В частности, в подконтрольной Украине части Донбасса этим предприятием занимаются Евгений Александрович Веретюк (21.10.1977 г.р.) и Константин Константинович Згара (13.03.1962 г.р.). Последний ещё при Януковиче был смотрителем за его конюшнями, поставлял лошадей. Также он является одним из ключевых криминальных авторитетов на территории Украины. Долларовый миллионер и имеет легальный бизнес для прикрытия.
Впрочем, поговаривают, что главным в его активе является госпредприятие «Коневодство Украины». Сам он не раз хвастал, что поддержку ему оказывает лично Владимир Зеленский и некие представители из силового блока. Если это так, то становится ясно, почему за человека Згары вписался лично Гайдай.
Вот эти вот люди и замыслили взять под свой контроль Новоалександровский конезавод, убрав оттуда клан Батырсултановых. Их расчет – завладеть угодьями. Они намерены применять на предприятии собственные схемы наживы.
Суть этих схем такова. На сельхозугодиях выращиваются определенные растения – зерновые и кормовые культуры. Згара дал распоряжение подконтрольным ему руководителям снижать урожайность этих культур и увеличивать объем выполняемых работ, которые, конечно же, будут оказываться определенной частной фирмой со всеми признаками фиктивности. Таким образом, один конезавод может дать незаконной прибыли от 1 до 1,5 миллионов долларов США. А таких заводов по всей Украине у госпредприятия 14.
При этом конезаводы, в расчетах Згары, станут глубоко убыточными и будут, в конце концов, объявлены банкротами. А дальше – по накатанной схеме: приватизация, «прихватизация» и перераспределение земель. Для достижения своих целей Згара опирается на политиков как в оккупированной Киевом части Донбасса, так и в Киеве. В частности, среди его партнёров замечен одиозный бывший нардеп Юрий Тимошенко.
Как бы то ни было, но Згаре удалось на свою сторону привлечь самого гауляйтера подконтрольной Киеву части Луганщины. Лично Сергей Гайдай в августе приехал на завод, увещевая артачившихся руководителей и призывая их добровольно уйти со своих должностей.
Как видим, лошадьми здесь и не пахнет. Криминальные шайки сцепились за передел сельхозземель, которые, благодаря усилиям Зеленского, скоро станут предметом продажи. И всем наплевать на вековые традиции предприятия. И на десятки людей, работающих на этих предприятиях.
Источник: Мелентий Егоров, "Луганск 1"