Государственный бюджет Украины на будущий год красноречиво свидетельствует, что публичные заявления новой власти о стремлении к миру в Донбассе и повышению уровня жизни украинцев — не более чем вранье и манипуляции. В бюджете 2020 года нет средств ни на первое, ни на второе.
Донбасс: пушки вместо масла
Бюджет Украины на 2020 год вызывает ряд вопросов. Начнем с того, что Киев неоднократно заявлял, что собирается решить проблему с урегулированием в Донбассе в течение полугода. Получается, что примерно весной будущего года, скорее всего к апрелю, Зеленский и его подручные намечают «окончательное решение донбасского вопроса». Почему именно такие сроки? Дело в том, что на апрель планируются местные выборы. В частности, об этом заявляла представитель правительства в Верховной раде Ирина Верещук. «Они (выборы — ред.) и так должны быть по плану в 2020 году. Но они, возможно, будут раньше — в апреле», —говорила она в сентябре.
Но обратимся в бюджет, принятый недавно украинским парламентом и денег ни на выборы в Донбассе, ни на восстановление региона там не обнаружим. Хорошо, пусть Киев сильно промотался и не может обойтись без посторонней помощи. Денег в бюджете не хватает — попросим у «партнеров». Однако, ни единого заявления со стороны новой власти на этот счет нет. Да, Зеленский что-то заикался о привлечении «инвесторов», однако инвестиции и бюджетное финансирование — это разные вещи. Инвестиций может и не быть, а бюджетное финансирование есть всегда.
Короче, средств на мирное урегулирование в бюджете попросту нет. Зато расходы на «безопасность и оборону» в 2020 году увеличатся почти на 34 миллиарда гривен. Для сравнения: на ремонт дорог предусмотрено только на 17 миллиардов больше, чем в 2019 году, на образование — всего лишь на 7, 7 миллиардов, на здравоохранение — на 9,8. То есть «мирные» да и социальные намерения «команды Зеленского» видны невооруженным глазом. Донбассу предлагают пушки вместо масла.
А теперь, внимание, вопрос: насколько можно доверять уверениям Киева в приверженности мирному урегулированию в Донбассе? Судя по бюджетной политике — это просто сотрясение воздуха и ничего больше.
Украина: воздух вместо масла
Если с Донбассом все более-менее ясно, что же достанется остальным? То, что суммы, выделенные на социальные нужды, несколько превышают расходы бюджета в текущем году вовсе не значит, что денег реально будет потрачено больше. Потому что, если посчитать инфляционную составляющую, картины маслом не выходит.
Согласно прогнозу министерства экономики, инфляция на Украине в будущем году будет на уровне 6,3%, МВФ дает меньше и прогнозирует 5,9%. Однако, как показывает опыт, подобные предсказания никогда не сбываются и реальные цифры всегда значительно выше. Так к концу этого года ожидается инфляция на уровне 7-8%. Заметим, что это официальные данные, которые имеют тенденцию к занижению негативных показателей. Поскольку реальных данных по инфляции у нас нет, предположим, что темпы обесценивания денег на Украине останутся на уровне нынешнего года.
Итак, возьмем упомянутые выше цифры о росте финансирования образования. В этом году — 136 миллиардов, в будущем — на 7, 7 больше. Выглядит замечательно. Делим 136 на 100 — получаем 1, 36 миллиардов. Это один процент от суммы. Берем за основу оптимистичный прогноз инфляции от МВФ в 5,9%, умножаем его на 1, 36, получаем 8 миллиардов 24 миллиона гривен. То есть, чтобы финансирование украинского образования находилось на уровне текущего года, в будущем году ему нужно выделить не 7, 7, а 8, 024 миллиарда гривен. Таким образом, по самым что ни на есть оптимистичным оценкам, образовательный бюджет Украины в 2020 году в реальности «похудеет» на 324 миллиона гривен. По более пессимистичным — на 2-3 миллиарда.
Проделаем те же нехитрые математические манипуляции со средствами на здравоохранение. Напомним, что заявлен рост на 9,8 миллиардов гривен. Здесь мы видим реальный рост на несколько миллиардов с учетом прогноза МВФ и фактический нулевой — с учетом реальных текущих показателей.
«Проект (бюджета — ред.) в целом остался таким же антисоциальным, как и был до этого… На самом деле власти даже не скрывают планов сэкономить на социалке, скажем, отвязать выплаты от прожиточного минимума и привязать их к некой базовой величине, которую ежегодно будет устанавливать кабмин», — отметил заместитель главы Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин. В том, что Зеленский продолжит антисоциальную политику Порошенко — не было никаких сомнений. С учетом массы проблем украинской экономики и вообще общего антисоциального вектора Киева уже многие годы, в независимости от того, кто стоит у руля, — было бы наивно ожидать чего-то иного.
Самое интересное, что заплатить за «повышение» показателей бюджета любезно предлагается мелкому и среднему бизнесу, а вовсе не олигархам. Накануне в Киеве было выступление предпринимателей. Они требовали, чтобы Зеленский вышел из своего офиса и поговорил с ними. «Слуга народа», который недавно 14 часов демонстрировал журналистам свое мастерство в разговорном жанре, не нашел и пяти минут, чтобы поговорить с протестующими. И в том правда — овец принято резать или стричь, а не вести с ними беседы.
Александр Орлов, "Луганск 1"