16+
Адресг. Луганск
кв. Еременко, 7
E-Maillifelug@mslnr.ru
  • 17:18 – В Луганске заработали станции велопроката
  • 11:03 – Луганский академический музыкально-драматический театр имени Михаила Голубовича открыл 84-й театральный сезон театрализованным дайджестом «Третий звонок»
  • 17:46 – Дом молодежи отпраздновал свою первую годовщину
  • 14:40 – В луганском лицее состоялась презентация нового курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
  • 09:46 – Сенатор Совета Федерации от ЛНР Дарья Лантратова и управляющий головным отделением по ЛНР Центрально-Черноземного банка Сбербанка Александр Колонцов провели рабочую встречу

Земля и ложь: открытие рынка земли на Украине

Земля и ложь: открытие рынка земли на Украине
Кабинет министров Украины утвердил проект закона о рынке сельскохозяйственной земли. Следующий шаг — подача проекта на голосование в Верховную раду. Безусловно, новые киевские власти подадут это как очередную «перемогу». Однако отношение украинцев к такому шагу неоднозначно. Как свидетельствуют опросы — большинство населения страны победившего майдана против продажи земли и у людей есть для этого веские основания.
Зе-мельные магнаты
Ранее ряд областных советов обратились к правительству с просьбой не принимать решения об отмене моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения. В частности, в обращении Хмельницкого облсовета сказано: «Одним из важнейших вопросов, который волнует нас, аграриев и всех жителей Хмельницкой области — станут ли украинцы батраками на собственной земле, продолжат и дальше в Украине расти земельные латифундии?».
Продолжат, изволите не сомневаться, уважаемые хмельницкие депутаты. Об этом говорит, к примеру, назначение советником по земельным вопросам премьера Гончарука некоего Мушака — двоюродного брата миллиардера Веревского, руководителя одного из крупнейших агрохолдингов Украины «Кернел», то есть одного из крупных латифундистов, которых так боятся областные советы. О чьих интересах будет печься киевское правительство с такими кадрами — угадать не сложно.
Не успела подосланная пиявка Веревского присосаться к распределению денежных потоков, как «Кернел» тут же без особых проблем получает кредит в 15 миллионов долларов от Черноморского банка торговли и развития. Но это еще не все пряники. Интерфакс сообщает, что «Совет директоров Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в начале сентября 2019 года утвердил выдачу «Кернел» до $120 млн по двум проектам в рамках синдицированного кредита на финансирование оборотного капитала».
Впрочем, крупным агрохолдингам жилось неплохо и до этого. В последнее время они увеличивали свой земельный фонд и, соответственно, доходы примерно на тридцать процентов ежегодно. Когда Зеленский, следуя актерской привычке, пучит глаза и вопит, что украинцы должны, наконец, получить свою землю, он забывает огласить список этих украинцев. Актерство есть актерство — без обмана никак.
Так вот, список этих счастливых обладателей украинской земли можно найти на сайте «Латифундист». И первой в этом списке — ну, кто бы мог подумать? — значится «Кернел» с 550 тысячами гектаров земельного фонда. Далее следуют Ukrlandfarming с полумиллионом гектаров и «Агропросперис», который выколачивает прибыль из 396 тысяч гектаров. Но это только первая тройка лидеров. Всего крупных компаний с земельным фондом от 12 тысяч гектаров на Украине насчитывается 116.
Стоит отметить, что с «Агропросперис» все очень интересно. Зеленский и его «команда» заявляют, что украинская земля не будет продаваться иностранцам. Смотрим кто является основными бенефециарами вышеуказанного агрохолдинга. В первой строке гражданин США Джордж Рор, основатель NCH Capital с общим капиталом в три миллиарда долларов, живет в Нью-Йорке, в 2017 году обвинялся в захвате земель украинских фермеров. В том же году его агрофирма вступила в конфликт — нет, не с украинскими фермерами, — а с итальянцем Дал Бианко Наццарено, который с деловыми партнерами зарегистрировал сельхозфирму «Коджен-Б» в Сумской области. У него фирма Рора отжала 22 земельных участка. Вместе с Рором в доле сооснователь NCH Capital Морис Табасиник, тоже гражданин США.
А теперь, внимание, вопрос: Зеленский собирается выгонять Рора и Табасиника из Украины с вилами наперевес? Вряд ли. США такого бунта в своей колонии не допустят. Тогда к чему заявления о невозможности продажи украинской земли иностранцам? Зачем кричать на каждом углу, что землю на Украине будет невозможно купить россиянам? Чем они отличаются от остальных иностранных граждан, которые вроде бы как не могут покупать землю? Ответ ясен. Это очередная игра на публику, обман. Украинцам тридцать лет вешают лапшу на уши — одной лапшой больше, одной меньше. Почему бы не соврать еще раз, если до этого врали тысячу?
Фермеры: между молотом и наковальней
Сегодня на Украине работают 34 тысячи фермерских хозяйств, которые официально дают работу сотне тысяч человек. Очевидно, что реальные цифры трудящихся на фермах на самом деле больше. Даже если учесть, что часть селян выезжает на заработки за границу, имеет постоянную работу в городе или работает не у мелких фермеров, а в крупных агрохолдингах — цифра в 100 тысяч занятых для более чем 13 миллионов сельского населения выглядит явно заниженной.
Фермеры обеспокоены введением рынка земли, поскольку он ставит их явно в невыгодное положение. Понятно, что земля,в первую очередь, уйдет к крупным украинским или зарубежным агрокомпаниям. Ведь фермерам теперь вместо аренды земельных паев придется перейти к их выкупу, а где взять деньги? Они есть только у крупного бизнеса, ему же доступны крупные банковские кредиты.
У Зеленского говорят, что сегодняшние арендаторы будут иметь приоритет при покупке арендованных ими земельных паев. Но это слишком абстрактная формулировка, чтобы она могла выполняться на все 100%. Что помешает владельцу пая не продавать свою землю фермеру, а отдать ее латифундисту, который даст за нее двойную цену?
Есть еще один занятный момент «земельной реформы». На Украине с 2014 года образовалась немалая прослойка людей, которая зарабатывает себе на хлеб насилием. Это всякие неонацистские группировки, «ветераны АТО» и прочая шваль. Эта публика уже не раз отметилась в конфликтах, связанных с сельскохозяйственным производством. Рейдерские захваты, избиения, запугивания — всем этим они наследили в селе достаточно.
Стоит ли добавлять, что с открытием рынка земли конфликты вокруг собственности и ее передела только усилятся? Фермеры заинтересованы в том, чтобы «прессовать» владельцев паев. Агрохолдинги наладят прессинг и тех и других. И всем им понадобятся дяденьки с хорошими мускулами и плохими мозгами. Так что украинское село ждет серьезный всплеск насилия и можно лишь посоветовать селянам приобретать бронежилеты. Как показывает практика, если убийца является «ветераном АТО», то для киевского правосудия он совершил не преступление, а благодеяние.
Принесет ли открытие рынка земли процветание украинской экономике?
На Украине на аграрный сектор приходится 17-22% ВВП и примерно 40% валютных поступлений. Выглядит внушительно. Однако, это лишь на первый взгляд. Есть железное правило: чем выше доля сельского хозяйства в продукте страны, тем хуже себя чувствует ее экономика.
Для сравнения. Доля аграрного производства в ВВП Австрии — 1, 5%, сельское хозяйство Нидерландов — страны с довольно мощной аграрной индустрией — дает долю в ВВП всего в 2,2%, Польши — 3%, Турции — 10%. Вдумайтесь, Польша, на полях которой горбатиться половина Львова, получает всего три жалких процента с этих самых полей.
Если перейти к «лидерам» мировой экономики, таким как, например, Албания (19%) и Молдова (14%), то положение Украины и ее «процветающей» европейской экономики становится ясным как день. Здесь Украина явно проигрывает всем соседям, включая Россию (4%) и Белоруссию (9%).
Так что когда Зеленский начнет очередную речь о молочных реках и кисельных берегах в связи с открытием рынка земли, нужно знать, что это опять ложь. Ничего не поделать, актерский талант не пропьешь.
Александр Орлов, "Луганск 1"
Мы в соцсетях