Кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и международных отношений ЛНУ Александр Проценко:
– Безусловно уходящий, юбилейный год существования Республики стал для нее во многом показательным. Наше молодое государство пережило свою первую пятилетку и вступило в новый политический цикл, новую стадию становления. При этом неплохо бы поднять комментарии разнообразных псевдоэкспертов, которые в 2014 г. заявляли, что ЛНР – это пшик, химера и исчезнет если не завтра, то в ближайшее время. Нет, не химера, а новая, как говорится, политическая реальность и любым силам, имеющим к этой реальности отношение, придется с этим считаться.
Самым запоминающимся, долгожданным и судьбоносным не только для этого года, а и для всех предыдущих 5 лет тягот, лишений, но и вместе с этим и надежд стало решение Президента РФ об упрощении процедуры получения жителями ЛНР и ДНР российского гражданства. Как я уже как-то подчеркивал, пафос и неискренность в этих эмоциональных эпитетах может разглядеть только человек, либо не имеющий отношение к Донбассу, либо в упор не желающий воспринимать то, что здесь реально происходит.
Россия включила для нас однозначный и яркий маяк, это сигнал, который трактовать как-то двояко просто невозможно. Донбасс никогда не будет отторгнут или забыт Россией вне зависимости от геополитической конъюнктуры. А с учетом того, что «Украина Зеленского» мало чем отличается от «Украины Порошенко», то Киев сам своими действиями и далее сам будет создавать условия для еще большей интеграции ЛНР и ДНР в российское экономическое и административно-правовое пространство.
Безусловно, что интеграция с Россией будет подразумевать и постепенное повышение уровня социального и материального благополучия населения. И первые реальные шаги к этому мы уже видим – практически за полгода, с учетом повышения зарплат и пенсий с января нового 2020 года, базовые оклады работников бюджетной сферы увеличатся в сумме практически на 70%, а пенсии вырастут суммарно на 50%.
Важным для нас в русле российской интеграции будет формат отношений РФ с Украиной. Исходя из основных маркеров в риторике и, главное - в действиях российского руководства в отношении Украины в 2019 г., можно сделать вывод о том, что РФ постепенно начала менять реактивную и выжидательную стратегию, которая была избрана как наиболее оптимальная после 2014 г., на более проактивную, предполагающую реализацию серий упреждающих и жестких действий по отношению к Киеву.
После избрания на пост президента Украины Владимира Зеленского некоторые эксперты увидели откат к прежней реактивной стратегии, однако, скорее всего, действительно Россия будет гораздо более прагматично и системно проводить свои интересы на украинском направлении. Особенно иллюстративен в этом отношении шаг по упрощению получения гражданства не только жителям Республик, но и ряду категорий украинцев, который демонстрирует, что общая матрица курса РФ не является жестко привязанной непосредственно к персоналии и поведению нового украинского президента. Другими словами, от украинского руководства как такового ничего реально конструктивного не ожидают.
Это связано с тем, что публичные сигналы, которые посылает новоизбранный президент Владимир Зеленский и члены его команды, как и предполагалось, фактически продолжают общий контекст и принципы проводимого предыдущей властью курса. Риторика Зеленского по ключевым вопросам российско-украинских взаимоотношений претерпела, скорее, «косметические», нежели существенные изменения.
Плюс, в Кремле прекрасно понимают, что почти ¾ полученных голосов на выборах совершенно не означают, что страна с новым президентом вновь обрела суверенитет. Нет, суверенитет Украины как государства давно рассован по карманам разнообразных зарубежных игроков. Те же спецслужбы США, равно как ключевые фигуры в Госдепе, абсолютно не заинтересованы в снижении напряженности в отношениях с РФ. В отличие от Дональда Трампа, который при этом не является полностью самостоятельной фигурой в принятии подобных решений. Тем самым, возможное потепление и постепенная нормализация отношений между РФ и Украиной возможны лишь в случае принципиального изменения стратегии США по отношению к РФ на украинском направлении, что на данный момент выглядит маловероятным в краткосрочной перспективе.