16+
Адресг. Луганск
кв. Еременко, 7
E-Maillifelug@mslnr.ru
  • 17:18 – В Луганске заработали станции велопроката
  • 11:03 – Луганский академический музыкально-драматический театр имени Михаила Голубовича открыл 84-й театральный сезон театрализованным дайджестом «Третий звонок»
  • 17:46 – Дом молодежи отпраздновал свою первую годовщину
  • 14:40 – В луганском лицее состоялась презентация нового курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
  • 09:46 – Сенатор Совета Федерации от ЛНР Дарья Лантратова и управляющий головным отделением по ЛНР Центрально-Черноземного банка Сбербанка Александр Колонцов провели рабочую встречу

Режиссер ТВ и постановщик судьбы

Режиссер ТВ и постановщик судьбы
Одна из главных фигур в создании телепрограммы, телешоу - режиссер. Эту профессию сравнивают с работой дирижера оркестра. Увидеть, представить итоговый результат и сделать так, чтобы каждое действие в телестудии привело к желаемому эффекту… Для телезрителя режиссер остается за кадром - как в буквальном, так и в переносном смысле. Вся слава достается журналистам, дикторам, ведущим у микрофона, а тот, чье художественное видение воплотилось в произведение телеискусства, остается только мимолетной строчкой в титрах.
Сегодня у нас уникальная возможность заглянуть в телевизионное закулисье. А рассказать о тонкостях работы, результат которой каждый из нас ежедневно видит на экране своего телевизора, мы попросили заместителя главного режиссера-постановщика Государственной телевизионной и радиовещательной компании Луганской Народной Республики Александра Шкуратова.
- Телевидение - это сложный производственный процесс. И под руководством режиссера-постановщика работает большая команда единомышленников - операторы, звукорежиссёр, художник по гриму, осветители, ассистент, консультанты… В обязанности режиссера входит координирование всего процесса сьемок. Естественно, что такая работа предполагает полную самоотдачу, и даже после окончания съемочного процесса в студии или на открытой площадке работа режиссера не заканчивается, поскольку он обязан контролировать монтаж и другие работы. Только когда программа вышла в телеэфир, режиссер может считать свою работу выполненной и ждать похвалы или критики со стороны специалистов и рядовых телезрителей. В итоге именно режиссер отвечает за то, что увидит зритель. С его именем будут связывать успех или провал проекта.
Государственная телевизионная и радиовещательная компания ЛНР выпускает в эфир много разных проектов, над каждым из них работает определённая группа людей, возглавляемая режиссером. На данный момент я ответственный за некоторые из них – это проекты «Голос Республики», «Параллели с Леонардом Свидовсковым», ежедневные «Вести» и время от времени возвращаюсь к «Открытой студии».
- «Голос Республики» выходит в пятницу вечером в прямой эфир. Некоторые называют передачу главным ток-шоу Республики. Несколько слов о ней…
- «Голос Республики» - серьезная программа, в рамках которой для обсуждения определенных тем приглашаются профессионалы, специалисты в определенной сфере. Обсуждение концепции передачи, сценарного хода начинается с понедельника и продолжается, периодически то вспыхивая, то затухая, в течение каждого дня до самого ее выпуска. Даже когда специалисты, работающие над передачей, уходят в отпуск, «Голос Республики» не прерывается, потому что каждую неделю украинские политики через свои средства массовой информации не дают нам возможности отдохнуть, «формируют» политическую повестку дня, подбрасывая заведомую неправду, перекрученные факты, манипулируя массовым сознанием… Каждый раз мы убеждаемся, что лживость украинской пропаганды пытается пробиться к нам, затуманить и возмутить сознание наших людей, поэтому нам надо достойно отвечать на эти вызовы. Наша задача не допустить, чтобы граждане Республики путались в сетях информационной лжи, мы обязаны нести людям правду.
- А прямой эфир - это же особый «градус» работы. Как удаётся выдерживать его?
- Конечно, все происходит в авральном режиме. Но ведь за дело берутся мастера своего дела!
За несколько минут до эфира в студии уже все готово: гости загримированы, технические аппараты, звукорежиссерский и режиссёрский пульты проверены, титры набраны, видеоматериалы на старте… Режиссер проверяет готовность всех технических и творческих служб. Готовы ли камеры? Операторы на своих местах? Для этого безупречно работает радиосвязь режиссёра с операторами, звукорежиссером. Все подтверждают свою готовность. Лучше 10 раз спросить о готовности у каждого в команде, чем потом получить брак в эфире.
Очень важен настрой, чтобы люди не нервничали, были спокойны и уверены. И вот аппаратно-студийный блок дает отмашку: «Внимание! 30 секунд до эфира! В студии воцаряется тишина. Все ждут. «5. 4. 3. 2. 1. Мотор!» И пошла видеозаставка определённой передачи!
- У вас курьезные случаи на производстве были?
- Разные бывали, в том числе и курьезные, но все «внештатные ситуации» должны остаться телезрителем незамеченными. 
К примеру, «Утро Донбасса» выдаем в эфир утром, когда люди просыпаются, открывают балконы, начинают громко разговаривать. А поскольку наша телекомпания находится в окружении обычных жилых домов, иногда на заднем фоне возникают разные звуковые эффекты. То машина-мусоровоз собирает баки, то кто-то бензопилой с самого утра пилит дерево. И этот шум, конечно же, отражается на звуковой записи.
Более серьезные «ляпы» исключены, поскольку все члены команды телевизионщиков – профессионалы, а в целом коллектив находится в состоянии предельной собранности. Особенно во время прямого эфира каждый себя контролирует. Телевидение - это коллективная работа, один человек выпал и всё может полететь в тартарары! Поэтому наша техническая служба бдительно следит за состоянием техники, творческие работники заранее подготавливают видеоматериалы, которые еще несколько раз проходят техконтроль - служба, которая просматривает материал на предмет брака.
- Допускается ли доля импровизации в этом полностью контролируемом процессе?
- Конечно же! Импровизация только приветствуется! Но обязательно подготовленная заранее.
- После успешных проектов есть риск «вознестись» - стать заносчивым, предвзятым гордецом. Есть ли место в телепроизводстве для звездной болезни?
- Звездная болезнь неизбежно приводит к потере популярности. Лишь избранные трудоголики и истинные таланты по-прежнему продолжают свое движение вверх, не потеряв интерес зрителей к результатам своего труда. А тот, кто только взращивает свои амбиции, в итоге остается у разбитого корыта - такому человеку нет места в этой профессии. «На телеке» работают не просто высококлассные специалисты, но все - очень трудолюбивые люди. Операторы, звукорежиссеры, редакторы, техническая служба - сплоченная команда, в которой каждый выполняет свою очень кропотливую, ответственную и серьезную работу.
- Александр, вы помните свой первый режиссерский опыт?
- На всю жизнь я запомнил эту «шокотерапию»! Это был 1994 год, тогда я работал еще ассистентом режиссера, впрочем, не случись эта история, возможно, я бы еще долго ходил в помощниках. Надо признаться, толком еще тогда ничего не умел, даже титры быстро набрать, техника в телецентре в то время была еще древняя, не сравнить с нынешней. Вот я и пытался ее осваивать. Уточню еще, что в обязанности ассистента входит не только помощь режиссеру во всём. Помощник заодно присматривается, вникает во все тонкости режиссерской работы, получает практические навыки, внимательно наблюдая, как режиссёр действует за пультом, как он общается с людьми, какие команды он отдаёт, как «угадывает» маленькие паузы, на которых возможно передать нужную информацию диктору через оператора, каким жестом сигнализирует, что остаётся 2 минуты до конца прямого эфира или показывает «крест», означающий что «15 секунд - и мы завершаем!»… Да таких тонкостей множество! 
Так вот. Было тогда в телецентре рекламное агентство, выпускали программу «Примите поздравления». Люди платили деньги, чтобы в прямом эфире поздравить своих родных и близких. Началась очередная такая передача, и вдруг выясняется, что накануне один из режиссеров позволил себе «крепко отдохнуть» на выходных.  В самый рабочий разгар программы он вышел из строя. И мне пришлось его заменить. Для меня это был такой стресс! Тряхнуло так! Это случилось в субботу, а в понедельник всё начальство знало об этом происшествии. Меня, молоденького ассистента, конечно, поблагодарили, даже выдали премию, но все выходные и ещё неделю я отходил от этого шока. 
Наверное, у каждого телевизионщика, а может, и не только, существует какая-то личная шоковая ситуация, при которой судьба дает человеку шанс состояться. В экстремальных условиях человек мобилизует все свои ресурсы и выходит за границы собственных возможностей. В таких ситуациях человек познает себя.
- Саша, ты режиссёр по профессии. А в жизни ты вмешиваешься в сценарный план своей судьбы или предпочитаешь ей подчиняться?
- Мне кажется, каждый человек старается держать свою «линию судьбы» под контролем. И несмотря на это, попадает в ситуацию, когда от него самого ничего не зависит. Как отчетливо людям Донбасса это показала война! Оказалось, что все планы, все мечты, все, что создано было несколькими поколениями, может вмиг рухнуть, только потому, что так решила горстка жаждущих крови негодяев. Но человек ни при каких обстоятельствах не должен отчаиваться и терять надежду на лучшее. Конечно же, я строю планы. И большинство из них уже реализовалось. Это касаемо семьи - только Бога можно поблагодарить, что дал мне то, что я имею сейчас. Конечно, я стараюсь не плыть по течению, пытаюсь режиссировать свою судьбу, менять к лучшему жизнь свою и моих родных. Именно жизнь преподала мудрый урок и научила «плавать». В какой бы «шторм» ты не попал, нельзя сдаваться и опускать руки. Даже если очень страшно и выхода другого нет – борись! Судьба испытывает тебя на прочность. Верь, что выдержишь, и иди вперед, как подсказывает совесть.
Достичь режиссерского олимпа может лишь талантливый человек, обладающий фантазией, образным мышлением, умением находить общий язык с другими. Но одного таланта  недостаточно. Необходим огромный ежедневный труд, результатом которого будет мастерство, профессионализм и признание.
Лана Лебедева
Мы в соцсетях