В школе после прохождения какой-то темы обязательно идет ее закрепление. Вот уже третью неделю во исполнение Указа Главы ЛНР «О введении режима повышенной готовности» ряд учреждений образования работает дистанционно – подведем промежуточные итоги. Переходный этап давно позади, уроки идут по расписанию, в журналы выставляются оценки. Методы обучения на расстоянии разные, в принципе, как и в классе. Наравне практикуются очная и заочная формы дистанционки. С их особенностями нас ознакомили столичные учителя истории и русского языка и литературы.
УЧИМСЯ ДИСТАНЦИОННО. УЧИМСЯ ОНЛАЙН
Специалисты ГУ ДПО «Республиканский центр развития образования» и ГУ ЛНР «Луганский информационно-методический центр» разработали методические рекомендации для преподавателей и отработали с ними план действий, а также типы дистанционного общения с детьми. Учителями была проведена большая организационная работа, после чего 30 марта процесс обучения начался. О результатах проведенной работы за это время нам рассказала начальник Управления образования Администрации города ЛНР Валентина Кияшко.
- На учителей, детей и их родителей легла большая нагрузка и ответственность, но, я считаю, что процесс дистанционного обучения проходит сравнительно гладко. Все задания для учеников выложены на сайтах школ, с каждым ребенком ведется индивидуальное общение по электронной почте, в социальных сетях, в приложениях-мессенджерах Viber и WhatsApp. Особая ответственность легла на родителей учеников 1-4-х классов и среднего звена, потому что в таком возрасте ребенок еще не совсем самоорганизован. Но все же вторая неделя показала, что мы на верном пути. Все уже свыклись, работа идет серьезная и активная. Жалоб на горячую линию к нам не поступало.
Начальник Управления отметила, что помимо выполнения школьной программы, дистанционное обучение вырабатывает у детей умение самостоятельно работать с дополнительным материалом.
- На сегодняшний момент мы не только даем задания в электронном виде, мы предоставляем ссылки на существующие информационные источники, например, «Российская электронная школа». Наша задача не просто научить сумме знаний, а научить ребенка учиться, - сказала Валентина Кияшко.
#УЧИМСЯВМЕСТЕ
Министерство образования и науки ЛНР совместно с ГУ ДПО «Республиканский центр развития образования» при активном участии Управления образования Администрации города Луганска и ГУ ЛНР «Луганский информационно-методический центр» начали работу над реализацией проекта «Онлайн-школа #УЧИМСЯВМЕСТЕ».
В Управлении образования АГЛ ЛНР объяснили, что проект предполагает создание видеоуроков для обучающихся 1-11(12)-х классов лучшими педагогами в качестве одного из элементов обучения с применением дистанционных и электронных технологий, которые помогут в освоении программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
- В этом проекте принимают участие 18 учителей высшей категории из разных школ города. Уже с четверга прошлой недели идет активная запись видеоуроков и, хочу сказать, что проходит она достаточно успешно. Уже около 40 уроков мы записали, и с 13 апреля онлайн-школа начала свою работу, - рассказывает Валентина Кияшко.
Начальник Управления отметила, что видеоуроки записываются только по основным предметам. Для учеников начального звена (1-4-е классы) это: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир и английский. Для среднего (5-6-е классы): математика, русский язык, литература, география, история. У старшеклассников основные уроки – это алгебра, русский язык, обществоведение, геометрия, английский, физика, химия, история, биология.
Данные видеоуроки будут размещаться как на сайте Министерства образования и науки ЛНР, так и на сайтах Управления образования АГЛ ЛНР и ГУ ДПО «Республиканский центр развития образования» в рубрике «Онлайн-школа #УЧИМСЯВМЕСТЕ» по ссылке
https://rcro.su/distancionnoe-obuchenie/. Также ссылки на них будут размещаться в официальной группе Управления образования АГЛ ЛНР на страничке Facebook.
УЧИТЕЛЮ ВИДНЕЙ: ПЛЮС, УМНОЖЕННЫЙ НА ПЛЮС, ДАЕТ ПЛЮС
Со стороны объективно никогда не оценишь, поэтому перечислить неопровержимые плюсы дистанционного образования мы попросили учителя истории гимназии № 60 имени 200-летия г. Луганска, абсолютного победителя Республиканского конкурса «Педагог года Луганщины-2019» Михаила Дьяконова.
- Первый плюс – это стимулирование самого учителя к саморазвитию. Данная ситуация вызвала острую необходимость освоить ряд программ, с которыми раньше никто даже не работал, - подчеркивает Михаил Владимирович. - Другой немаловажный позитивный момент - родители воочию видят потенциал собственных детей и насколько их ребенок ответственен. Я также считаю, что после того как закончится пандемия и мы вернемся к стандартному образовательному процессу, произойдет определенная переоценка значимости профессии учителя. Люди поймут, насколько она сложна. Ведь родитель занимается с одним-двумя детьми, а учителю приходится одновременно работать с 30-ю учениками.
- Михаил Владимирович, расскажите о своем опыте и наработках, приведите примеры очной формы дистанционного обучения.
- Лично я использую несколько информационных платформ, одна из них – Discord. Сразу знакомить детей с неизвестными программами было бы не совсем правильно и логично. Как мне кажется, требуется что-то знакомое и удобное. Вообще Discord - это игровая программа, а дети, как мы знаем, – любители поиграть в компьютер. В этой программе в общий канал можно добавлять неограниченное количество детей. И таким образом находиться в общем аудиопространстве. Мы создали несколько таких каналов на ряд учителей нашей гимназии, подключили к ним учеников отдельных классов, и согласно расписанию проводим уроки в аудиорежиме.
Дети в определенное время выходят на связь, по сути, это тот же самый урок, в котором есть абсолютно все фазы: проверка домашнего задания, закрепление темы, объяснение нового материала. Когда называю имя конкретного ребенка, он включает у себя микрофон и отвечает на поставленные вопросы. Видно сколько учеников из класса присутствует на уроке. Причем эта программа позволяет демонстрировать презентации. Очень рекомендую коллегам эту программу.
Довольно удобна программа Trello – это онлайн-доска, где можно вывесить задания, программу, расписание, учебные материалы. Есть возможность задать вопросы онлайн, и также онлайн получить на них ответы. Осваиваем программу Moodle, Далевский университет уже работает по этой программе.
ЗА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – «ПЯТЕРКА»
Глава ЛНР Леонид Пасечник неоднократно акцентировал, что от знаний, опыта и профессионализма педагогов зависит будущее Республики. Русский язык всегда был и будет одним из самых сложных предметов, над ним можно корпеть часами. На счет теперешней успеваемости нам ответит учитель русского языка и литературы луганской школы № 13 им. А. Молодчего, призер городского этапа Республиканского конкурса «Педагог года Луганщины-2020» Татьяна Кондрашова:
- С детьми мы находимся на связи 24 часа в сутки. Электронные почты «переполнены», это уже свидетельствует о том, что ребята выполняют все задания. У детей ответственность на высоте, даже те ученики, которые слабо учились, нормально выполняют задания. Оценки в основном положительные. Для закрепления пройденного материала выполняем упражнения, отвечаем на тесты письменно в тетрадях. Для проверки мне высылаются скан-копии или фото выполненных заданий, также и по литературе – помимо опорных конспектов, ученики пишут отзывы на произведения и дают развернутые ответы на поставленные вопросы.
Объем не такой уж и критичный, главное - правильно распределить время.
- В плане объема, по сути, ничего не изменилось, - добавляет Михаил Дьяконов. – Раньше ребенок 6 часов находился в школе, потом делал домашние задания. Сейчас все то же самое, но только в домашних условиях. Дети не перерабатывают больше, чем положено.
БЕЗВЫХОДНЫХ СИТУАЦИЙ НЕТ
Работать на онлайн-платформах затруднительно для детей, проживающих в частном секторе, где скорость Интернета низкая, да и не у всех есть Интернет. Преподаватели учли и этот вариант. Например, в 13-й школе, как нам рассказал учитель истории, победитель городского этапа Республиканского конкурса «Педагог года Луганщины-2018» Алексей Горобинский, задания на неделю вывешиваются на стекле при входе в школу. Родители могут прийти переписать их или сфотографировать. Единственное, что выполненные задания ученики, у которых нет Интернета, принесут после выхода на обучение.
- Заочная форма работы организовывается по следующему принципу: детям высылаются задания либо на электронную почту, либо в социальные сети, кто-то то размещает материал на сайтах школы. А ученики также в электронном варианте отсылают выполненные задания на проверку, - уточняет Алексей Игоревич. - Что делаю я? В связи со сложившейся ситуацией с распространением новой вирусной инфекцией сейчас находятся в открытом доступе практически все до этого платные библиотеки. Можно скачать учебные материалы и работать по ним. Я перерабатываю эту информацию и предлагаю ученикам задания, которые они способны выполнить, используя учебник. Плюс заочной формы - большая реализация системно-деятельностного подхода, чем на обычных уроках. Системно-деятельностный подход предполагает, что ребенок будет сам искать знания, которые ему нужны. Когда ученики самостоятельно ищут и прорабатывают информацию, они ее лучше усваивают и запоминают.
Альтернативы дистанционному обучению в условиях тотального распространения новой вирусной инфекции нет. Руководство Республики разработало целый комплекс мероприятий по недопущению проникновения на нашу территорию коронавируса нового типа. Результат однозначно положительный. Чрезвычайная санитарно-противоэпидемическая комиссия при Правительстве ЛНР работает на опережение, чтобы максимально обезопасить людей от заболевания.
Ирина Аронова, Ника Стоцкая