Прекрасный зимний вечер: на улице тихо, одна за другой на небосклоне появляются яркие звездочки, снег искрится, переливается… Была бы Полинкина воля, она бы за минуту собралась и помчалась на горку. Но на маму никакие уговоры не действуют. До чего же скучно болеть маленькой второклашке. Послонявшись по дому без дела, подергав туда-сюда штору, девочку озарило: к себе в комнату Поля вернулась строгим библиотекарем. Удобно умостившись на стуле, первым делом проверила формуляры, снизу вверх обвела взглядом книжный шкаф, достала пару томиков с нижних полок и сиплым от болезни голосом давай вычитывать нерадивых читателей: «Вы смотрите у меня, не принесете вовремя книгу – пеняйте на себя, не будет вам больше никаких сказок. Так и знайте! Буря разыгрывалась на глазах. Суровая библиотекарь Полина Филипенко менторским тоном отчитывала каждого нового посетителя.
А с кого брала пример - непонятно. Школьные библиотекари девочку просто обожали.
- В школьную библиотеку меня привел брат. Пока у меня округлялись глаза от количества книг на стеллажах, он меня убеждал, что если все перечитаю, буду умная-преумная, - заразительно хохоча, рассказывает Полина. – Библиотекари меня полюбили сразу: то ли потому, что я была маленькая и интересная, то ли слишком любила выбирать книжки. Наконец-то добралась до «Маленькой Бабы-Яги», не знаю почему, но я стала ассоциировать себя с доброй ведьмочкой.
Муки чтения девочка «делила» с мамой. Устав читать вслух «Ученика чародея», Полинка давила на жалость: «Язык болит». Отговорка почему-то никогда не срабатывала, и гулять раньше времени ее никто не отпускал.
Прошло много-много лет, детские забавы успели позабыться, а Полина Филипенко все так же продолжает ходить в библиотеку пять дней в неделю, она – заведующая отделом информации и поддержки молодежных инициатив Луганской молодежной библиотеки, удостоившаяся победы в номинации «Молодой библиотекарь года» Республиканского конкурса «Достояние Республики».
ЕСТЬ МЕСТО ДРАМЕ, ЛИРИКЕ И ПРОЗЕ
Можно вывести Полину из библиотеки, но нельзя вывести библиотеку из Полины.
- Всерьез профессией библиотекаря загорелась где-то в классе девятом, - вспоминает наша собеседница. - Нас привели в книжный фонд, я присела на пол, осмотрелась вокруг и подумала: «Это ж как классно быть библиотекарем, во-первых, спокойно, а во-вторых, сидишь на работе и читаешь, сколько душа пожелает. Больше я так никогда не ошибалась. Времени на чтение практически не хватает. Три книги взяла, и лежат они мертвым грузом. Когда руки дойдут - не знаю.
Вообще для себя решила, если книга не идет, то ее читать не стоит. «Казнила» себя за это какое-то время, думала, ленюсь, но потом поняла, что все книжки все равно не перечитаешь, нужно выбирать то, что по душе.
- Могу предположить, что и на вступительные экзамены в университет брала с собой какую-нибудь приключенческую повесть! Будучи «знакомой» со столькими литературными героями, неужто ты совсем не грезила другой судьбой? Подавать-то документы можно было на несколько специальностей.
- Верите, о другой стезе даже не мечтала. Поэтому не приходилось сесть и пригорюниться: «Почему не пошла, как большинство одноклассников, на юриста или эколога?» Это был мой осознанный выбор. Колебалась только между вузами: Луганской государственной академией культуры и искусств им. М. Матусовского и Институтом культуры и искусств ЛНУ им. Т. Шевченко. Во втором конкретно специальности «библиотекарь» не имелось, была смежная – культуролог. На Академии настояла мама. Как я ей за это благодарна! Студенческие годы – лучшие в моей жизни!
- Так ли популярна в наше время профессия библиотекаря?
- Сначала нас было 14 человек в группе, через неделю – 12, к выпуску осталось семеро. Весь первый год мы развенчивали миф, что библиотекари – зануды. Выступали на всевозможных мероприятиях, креативили как могли. Еще будучи студенткой, устроилась методистом в областную детскую библиотеку. Текла спокойная, размеренная жизнь. Все хорошо, но я чувствовала, что это «потолок», никаких перспектив впереди.
- 2014-й год внес коррективы в твою жизнь?
- Да. Второго июня мы с подружкой сидели в сквере «Молодой гвардии». Самолет пролетел над головой в одну сторону, в другую, затем услышали взрыв… Вечером всей группой поехали готовиться к сессии, нас обуяло чувство, что ее сдать надо как можно быстрее. В конце июня вернулась домой – в Стаханов. Две недели я сидела и бездумно играла в компьютер. Пыталась абстрагироваться. К сожалению, иногда обстоятельства сильнее нас. Мы выехали в Россию. Родные направились в Липецкую область, я – в Москву. Работала аниматором, в интернет-магазине, ресторане, уладив все с документами, устроилась в библиотеку.
- Родная стихия не отпускала и вдали от дома?
- В Москве я работала в юношеской библиотеке, кстати, она является методическим центром для нашей библиотеки. От судьбы не уйдешь. Как-то, еще до боевых действий, я совершенно случайно увидела ролик на YouTube об этой библиотеке, в шутку написала комментарий: «Возьмите меня к себе работать». Мечта осуществилась. Я приобрела бесценный опыт, и все-таки вернуться в Луганск для меня было важнее. Там у молодежи масса возможностей для реализации, кардинально иной стиль жизни. Я же видела себя рядом со своими людьми.
- На столицу всегда идет равнение. Какие идеи позаимствовали у российских коллег? Как вообще там развиваются библиотеки?
- Минимум лет 15 мы слышим на каждом углу: «Библиотеки умирают». В Москве читают практически все, процентов 70% склонны читать книжку в традиционном варианте. Электронные книжки сравнивают с журналами, лежащими в парикмахерской на столике на случай, если тебе скучно. Библиотека, в которой мне довелось работать, мегасовременная. Есть теория, что библиотеки станут третьим местом, куда будут приходить люди, на первом месте – дом, на втором – работа и учеба. Поработав в московской библиотеке, не согласиться с данным утверждением сложно. Библиотека открывалась в 12 часов дня, а закрывалась в восемь вечера. Уставшие студенты «падали» на подушки, готовились к парам, а под вечер – засыпали. Картина – умилительная.
Конечно, я очень многое почерпнула в стенах этого учреждения, но больше к своей практике применила знания, полученные на форумах в Российской Федерации. Это форум «Евразия», проходивший в Оренбурге, и «Доброфорум», принимавший гостей в северной столице России. Возвратившись с форума «Евразия», создала проект «Волонтеры вечности». Мы проводим всевозможные тренинги, мастер-классы, приглашаем коллег из Российской Федерации, помогаем воспитанникам детских домов и ребятам с ограниченными физическими возможностями, развиваем свой потенциал. По-моему, нет ничего худшего, чем застопориться в юношестве и обрастать мхом. Жизнь полна красок, а мы их своими добрыми делами делаем ярче.
ЖИЗНЬ – НЕ СКАЗКА
- Полина, Вы готовы делать двести оборотов в минуту, полны инициатив и вдохновения. Конкурировать с Вами в одной номинации на конкурсе «Достояние Республики» однозначно было нелегко, верили в победу или все стало неожиданностью?
- Впервые о конкурсе узнала, будучи в Москве, мониторила луганские новости и увидела информацию о конкурсе. Загорелась, как дитё: «И я хочу». Правда, моя специальность не подходила ни под одну номинацию, а в прошлом году ее ввели. Больше всего хотелось познакомить людей с проектом «Волонтеры вечности», рассказать об экологических задумках и деятельности нашего отдела. Получив награду, поняла, она – коллективная. Однозначно, я бы не справилась без коллег, волонтеров, педагогов, своих знакомых…
- На следующий год будете подавать свою кандидатуру на конкурс?
- Нет. Надо уступать дорогу другим достойным людям, а их в нашей отрасли очень много. Особенно тяжело приходится коллегам из прифронтовых районов. Буквально в каждом городе и районе есть свои «звездочки». У наших людей есть ответственность за тех, кто рядом. Накануне Нового года мы с волонтерами ездили в один из реабилитационных центров. Подходит ко мне мальчик Рома: «Вы из библиотеки? Можете принести мне книжку Рэя Бредбери?» Подумали с подругой: «Зачем терять время, ведь подарок может преподнести мальчику и Дед Мороз». Принимая книги, Ромино лицо не светилось счастьем. Знаете, что он нам сказал: «Мне очень жалко, что я вам ничего не могу подарить».
- Считаете книгу лучшим подарком?
- Для себя – да, выбор книги определяет насколько хорошо человек меня знает. Сама отличаюсь синдромом Плюшкина, был период, когда на книги спускала ползарплаты.
- С друзьями-должниками «боретесь»?
- Ни в коем случае. Книги, как домашние животные, нам кажется, что мы их выбираем, а все совсем наоборот. Поэтому, если кто-то забрал у меня книгу, и она осталась у него, значит, она ему нужней. Возможно, она ушла еще к кому-то. А это уже буккроссинг, пусть идет с миром дальше по всей планете. Книги не созданы для украшения полок.
- От чтения недалеко и до писательства, не услышим ли мы вскорости о Полине Филипенко как о молодом и подающем надежды авторе?
- Пишу, но не печатаюсь, внутренний критик не позволяет публиковаться. Правда, есть идея-фикс напечататься в издательстве у моего любимого писателя Доронина.
- Сказки – ложь, да в них намек, добрым молодцам урок. Полина, какому повествованию будете по жизни писать продолжение?
- «Волшебнику изумрудного города». Все, кто потерялся, должны найти дорогу домой, а их попутчики обрести храбрость и доброе сердце!
Ирина Аронова