И не надо удивляться! Название нашего всеми любимого города однажды стало известно всему миру благодаря великой силе киноискусства. О том, как это произошло, а также об одном из шедевров советского кинематографа, отразившего скорбную дату 22 июня 1941 года, мы вам расскажем на страницах нашего издания.
Однажды еще во время Великой Отечественной войны фронтовик Виктор Розов, восстанавливаясь после ранения в отпуске в Костроме, написал пьесу «Вечно живые». Розов был студентом-заочником Литинститута. Пьесу не приняли, хотя и признали хорошей. Правда, ее поставил Костромской театр, но должной реакции она не вызвала. Уже позже, в 1956-м, в Москве ее поставил театр «Современник» Олега Ефремова, с которой он, собственно, и открывался.
Уже позднее Розов на основе пьесы пишет сценарий для фильма Михаила Калатозова «Летят журавли». Главной темой киноистории стала война, которая испытывает как на фронте, так и в тылу крепость духа людей, открывая их истинную суть.
И уже в наши дни эту пьесу в Луганской Народной Республике ставил Алчевский театр ДонГТУ «Бригантина» под руководством режиссера Елены Обедниковой.
Фильм Калатозова получил оглушительный успех как в СССР, так и во всем мире. Достаточно лишь упомянуть, что фильму были присуждены особый приз I Всесоюзного кинофестиваля в Москве, большой приз «Золотая пальмовая ветвь» – за единство и высокое качество всех его художественных компонентов и гуманизм – на XI Международном кинофестивале г. Канн (Франция), почетный приз за исполнение главной роли актрисе Татьяне Самойловой, Первый приз Высшей технической комиссии Франции – оператору Сергею Урусевскому; диплом IX Международного кинофестиваля трудящихся в Чехословакии, почетная грамота на I Международном кинофестивале в Ванкувере (Канада), почетный диплом на Международном смотре фестивальных фильмов в г. Мехико (Мексика), премия Слезника, ежегодно присуждаемая лучшему иностранному фильму, демонстрировавшемуся в США. Кстати, за всю историю советского кино это единственный фильм, который победил в Каннах.
В СССР фильм посмотрели 28,3 млн зрителей, во Франции – свыше 5,4 млн, в Германии – свыше 2,8 млн., из них 347986 человек в Восточном Берлине, в Польше – 6,5 млн, в Чехословакии – более 1,6 млн.
Сразу отметим новаторство кинопроизведения. Сергей Урусевский изобрел и впервые создал круговые операторские рельсы. Изобразительное решение фильма, ставшее классикой операторского искусства, построено на съёмке с движения и использовании сверхширокоугольного объектива с фокусным расстоянием 18 мм.
Немного о сюжете
В центре всех событий – история Вероники и Бориса Бороздина, двух молодых влюбленных, которые собираются пожениться, но их разлучает война. Борис отказывается от брони и уходит на фронт добровольцем, Вероника теряет во время бомбардировки родителей, а впереди еще много испытаний. Беспечные влюбленные прогуляли всю ночь, и уже ранним утром любовались журавлями в небе. И вот вспыхивает название фильма на фоне Спасской башни, «заваленной» налево и курантов. На часах – 4 утра, время начала Великой Отечественной войны. Так режиссер мастерски показал момент, когда в одночасье привычный мирный покой СССР перевернулся. Вероника и Борис бегут между деревьев, дурачатся, а война, которая переломает их судьбы, уже началась.
Надо отметить, что основные персонажи фильма вводятся в сюжет изящно, в одном кратком действии. Каждый из них дает представление зрителю уже первой фразой-«визиткой». Бабушка Бориса Варвара Капитоновна строгая, но добрая и беспокоится о внуке. Ирина - ворчливая сестра, посвятившая себя науке в ущерб личной жизни. Двоюродный брат Марк – собственник и индивидуалист, не зря его первой фразой стало беспокойство о пиджаке, который он одалживает Борису для свиданий.
В фильме мастерски и гармонично применяется игра света и тени. В сцене, где Борис признается Веронике в том, что уходит на фронт, затемнение на окнах дает такой необходимый для эмоционального крупного плана рисующий свет.
Действие в фильме жизненно и естественно, что достигается великолепным применением панорамы сопровождения. Так, Вероника спешит к Борису в военкомат, камера сопровождает ее в толпе провожающих, и затем взмывает ввысь на высоту птичьего полета, и фигурка девушки бежит между громадными танками. Так режиссер показывает нам как личность, хрупкую судьбу одного человека захватывает война, и как трудно уцелеть, не попав под гусеницы переломной эпохи.
Еще один важный момент: фильм является продуктом «оттепели». Напомним, как Эйзенштейну не разрешали в «Александре Невском» показать крестное знамение, актеры не имели право перекреститься. В фильме «Летят журавли» бабушка перекрестила призывника Бориса, уходящего на фронт. И это не единственный момент, связанный с православием.
Особое внимание следует уделить деталям. У Калатозова таких символов несколько. Мы уже упомянули Спасскую башню, есть и часы на руинах квартиры Вероники, в которой погибли под обстрелом ее родители, часы - единственный уцелевший предмет, к тому же они продолжают идти, как символ временности человеческого бытия. Кстати, отметим крайне редко применяемый в кинематографе эффект – полное отсутствие звука даже на уровне интершума. Это происходит, когда Вероника смотрит на часы на развалинах и, не выдерживая, закрывает руками уши. Это попытка укрыться от ужасов жизни. Но главным символом, проходящим красной нитью в сюжете, является игрушечная белочка с золотыми орешками. Ее подарил Борис Веронике на день рождения. Она символизирует саму Веронику, «Белку», как ее называл Борис. Как Вероника не знает о судьбе Бориса, также она не знает и о его письме под орехами.
Вероника остается с Марком, братом Бориса, наедине, во время обстрела. Вместе с людьми в бомбоубежище ушло государство, общество и закон, как сдерживающие внешние факторы поведения. Содержание каждого персонажа, наоборот, вышло наружу. Вероника презирает Марка и находится в депрессии, скорбя по родителям и не получая вестей от Бориса. Марк беспокоится о себе и подпадает под власть похоти, когда его побеждает животный инстинкт.
Если так, тогда все становится на свои места: в следующей сцене Вероника и Марк объявляют о женитьбе семье Бориса. Вероника склоняется перед древним архетипом поведения: «добился, взял силой, взял в жены». Она никому не рассказывает о произошедшем из стыдливости. Уже позже к этой теме вернется в юмористическом ключе Леонид Гайдай в «Кавказской пленнице», но тогда ситуация будет иная: Нина объявит бунт против закона гор и победит. А Вероника постарается сохранить приличия и вынужденно выходит за брата жениха, которого ждет с фронта. Не раз еще ей люди выразят за это призрение.
Отметим, что в последний момент жизни Борису видится его свадьба с Вероникой, к которой он стремится по лестнице. Бориса встречает он сам в костюме и Вероника в свадебном платье, они такие, как и мечталось Веронике. Лицом к лицу столкнулись мечты и реальность в предсмертных видениях Бориса.
Следующим ключевым моментом, который хотелось бы упомянуть, - сцена спасения Вероникой ребенка. Вот как ее описывает теоретик киноискусства Н. А. Агафонова:
- Вероника в отчаянии бежит к железнодорожному мосту и там, неожиданно для себя, выхватывает мальчишку из-под колес грузовика. Порывистая монтажная фраза, передающая внутреннее смятение героини, складывается из кадров-смальт, кадров-«осколков»: сливающиеся штыри металлического забора, мельтешащие хрупкие ветви деревьев, черные туфельки, «несущиеся» вверх по ступеням... Среди этого пластического «разбрызгивания» настойчивым рефреном «звучат» на фортиссимо чуть раскосые глаза Вероники. И только в завершении эпизода, когда героиня, обнимая спасенного мальчишку, постепенно приходит в себя, кадр обретает устойчивость». Но главное - это диалог Вероники и мальчика:
- Как тебя зовут? - Борька.
- Как? - Борька.
- Ты чей? - Мамкин.
- А откуда? - Из Ворошиловграда.
Отметим, приятный для всех луганчан момент: мальчика зовут Борька и он из Ворошиловграда. Борька из Ворошиловграда побеждает на Каннском кинофестивале!
Главной фундаментальной аллюзией становится диалог Вероники и отца Бориса Федора Ивановича Бороздина. Перед этим вскрывается ложь Марка и Федор Иванович отказывает от дома Марку и Веронике. И хотя Вероника ненавидит Марка, но как покорная жена собирает вместе с ним вещи.
«Вероника выбежала в коридор и стала быстро срывать развешанное на веревке белье. К ней подошел Федор Иванович.
Вероника:
- Почему вы не прогнали меня тогда же?
Федор Иванович:
- С тобой случилось несчастье. Осуждать тебя может только тот, кто способен совершить худшее. Оставайся.
Это практически аллюзия на библейские слова в Евангелии от Иоанна:
«Кто из вас без греха, первый брось на неё камень».
История Вероники в некотором смысле происходит из библейского архетипа кающейся грешницы, понятного и России, и Западу. Полагаем, это и стало причиной успеха фильма в Каннах.
Так режиссер показал, что в жизни всегда есть место для надежды. Даже если за окном 4 часа утра 22 июня…