16+
Адресг. Луганск
кв. Еременко, 7
E-Maillifelug@luganmedia.ru
  • 14:55 – Волонтеры ЛНР проходят обучение по трехдневной программе «Сердце в деле: волонтерство как образ жизни»
  • 13:58 – В Луганске прошло мероприятие, посвященное Дню работника МФЦ
  • 17:11 – В Станично-Луганском округе возводится новый детский лагерь
  • 11:58 – В Жовтневом районе Луганска прокладывают новый участок канализационного коллектора
  • 09:11 – Леонид Пасечник: «Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения нашего земляка – выдающегося поэта Михаила Матусовского»

Россия и мир: на пороге новой эры

Россия и мир: на пороге новой эры
В повседневной жизни мы редко задумываемся о том, что такое время. Казалось бы, что может быть проще: вот движение стрелок часов по циферблату – минуты и часы, вот движение Земли вокруг оси – сутки, вот вокруг Солнца – годы. Но есть философское понимание времени, согласно которому время – это дух эпохи, его суть и смысл. И течёт оно по-разному: то замедляясь и почти останавливаясь, то немыслимо ускоряясь. Бывают моменты, когда время становится почти осязаемым. Именно таким, немыслимым по плотности, был 2020-й год. Количество и напряжённость произошедших за этот год событий, пожалуй, может сравниться со всем периодом, последовавшим после распада Советского Союза. Ключевое среди этих событий – пандемия коронавируса («коронакризис»), ставший первым глобальным испытанием человечества после Второй мировой войны. Мир, ранее смотревший в будущее с надеждой и уверенностью, теперь смотрит в него с опаской и тревогой. Мир «открытых дверей» сменился миром, где «каждый сам за себя».
Более того, «коронакризис» даже называют гибридной Третьей мировой войной. Как и в любой войне, в ней есть воюющие стороны, есть цели и задачи. На одной стороне – западные, в первую очередь американские (хотя в действительности национальности у них нет) олигархи, самоуверенно объявившие себя «хозяевами мира». На другой стороне – остальное человечество, которое теперь вынуждено бороться не только за достаток и свободу (перемещения, слова, и даже мысли), но и за сам факт существования. Запад, ранее выступавший маяком и центром притяжения для многих народов мира (в том числе для нашего), оказался для них «западнёй». Антиамериканизм, ранее искусственно создаваемый советской пропагандой, теперь стал естественным, объединив мир. Но столь же естественной стала надежда на того, кого США назначили «империей зла» – Россию.
«Коронакризис», как и любая война, показал цену всего и вся – как отдельных людей, так и народов в целом. Страны Запада, считавшиеся передовыми, перед пандемией оказались бессильны, не сумев справиться с распространением заболевания, а созданная ими вакцина оказалась дорогой и неэффективной. Противоположный пример подала Российская Федерация, сумевшая удержать вирус в ограниченных рамках и создавшая качественную и недорогую вакцину. Российское здравоохранение, помощь зарубежным странам, а также готовность почти безвозмездно делиться своим «Спутником V» вызвала настоящее восхищение мировой общественности. Как говорится, дерево познаётся по плоду, а человек – по делу.
Почему «коронакризис» возник именно сейчас? Для ответа необходимо сказать несколько слов о тех двух образах жизни, которые сформировались к настоящему моменту, капитализме и социализме. Капитализм, победивший в 1991-м году, – система экстенсивная (количественная): постоянный рост норм прибыли требует столь же постоянного роста потребления ресурсов. Причём ресурсов дешёвых, а желательно дармовых. И источником этих ресурсов были и остаются колонии (в наши дни – замаскированные – руководимые «майданными» правительствами). В 1991-м году в такую периферию была обращена Восточная Европа. Поэтому для нас девяностые – «лихие», а для США – «золотые», ставшие для них одним из немногих профицитных периодов в истории. Для нас же период «независимой» (а на самом деле колониальной) Украины – эпоха деградации и упадка. Мир – взаимосообщающийся сосуд: когда где-то прибывает, откуда-то убывает.
С приходом к власти в 2000-м году Владимира Путина обозначился обратный процесс – Россия начала избавляться от своего колониального положения, а США, наоборот, начали погружаться в кризис. Выходом американской олигархии казалась война – способ проверенный, так как из Великой депрессии 1930-х годов они вышли исключительно благодаря Второй мировой войне, которую во многом они сами спровоцировали. В наши дни «горячая» Третья мировая война олигархам не по карману, а вот война гибридная, против мифического исламского терроризма – самое то, потому что террористическим они могут назвать любое правительство мира.
Теперь уже ни для кого не секрет, что теракты 11 сентября 2001 года были организованы самими же американскими спецслужбами. Впрочем, ограбление нескольких стран – Афганистана, Ирака, Ливии и Сирии – лишь отодвинуло кризис в США, но не сняло его с повестки дня. Кризис 2008 года был лишь началом. Выкачиваемые из остального мира ресурсы ранее текли в Соединённые Штаты рекой, позволяя содержать как олигархию, так и средний класс. Теперь же эта река сузилась до тонкого ручейка. Грабить теперь будут собственное общество. В этом отношении последней надеждой американского народа был Дональд Трамп, выступавший за традиционные ценности и с долей симпатии (настолько, насколько это было возможно) относившийся к российскому лидеру. Вместе с Джо Байденом к власти пришла наиболее агрессивная часть американской корпоратократии («финансовый интернационал», «банкстеры»), нуждающаяся в грабеже как своего, так и других народов. Отсюда резкое обострение в январе 2021 года протестного «майданного» движения в России, направляемого из посольства США.        
В чём причина ненависти, испытываемой «хозяевами мира» к нашему народу? В первую очередь в том образе мыслей и  жизни, который присущ ему. Социализм – система качественная, позволяющая странам и народам жить сообща, поровну деля доход и произведённую продукцию. Это система, при которой «от каждого – по способности, каждому – по потребности». Научно обоснован такой подход был в ХІХ веке.
В исторической ретроспективе неравенство, увы, является нормой, и весьма характерно, что именно в нашем государстве принцип справедливости был реализован в максимальной мере. Идея справедливости (равно как и идея милосердия) отнюдь не является общечеловеческой: вопреки своей небольшой численности, для «хозяев мира» русские – враг номер один, поскольку мы никогда не признаем законным порядок, при котором одни народы и социальные группы живут за счёт других. Русские люди могут хорошо жить только все вместе, сообща. Индивидуальное благополучие за чужой счёт аморально и ненормально (данная особенность отражена в глаголе «победить» – указать его в будущем времени от первого лица невозможно, можно сказать «мы победим», т.е. соборно). Данная идея не характерна ни для Китая (официально строящего коммунизм, но вполне сосуществующего с рыночными «демократиями»), ни для фаталистической Индии, ни для полуфеодальной Латинской Америки.
Декларируемое администрацией Джо Байдена продолжение холодной войны против России – свидетельство того, что лишь она может предложить привлекательный проект мира, альтернативный англосаксонскому.
Русская душа – загадочна, просчитать, а тем более форматировать, её невозможно. Проиллюстрировать эту особенность можно словами песни Игоря Растеряева «Русская дорога»: «Запомните загадочный тактический приём: когда мы отступаем – это мы вперёд идём!» Каждая из «кровавых каш», заваренных против нашей страны, оборачивалась против тех, кто её заваривал. В течение веков карта России была подобна пульсирующему сердцу: каждое сжатие контролируемого нами пространства сменялось его расширением. Смута рубежа XVI–XVII веков и воцарение в Москве польского агента сменилось выходом через 50 лет к Тихому океану; через 20 лет после Гражданской войны и потери ряда регионов в 1917–1922 гг.. СССР вышел к Средиземному морю; и, наконец, после упадка 1990-х следующий ход России будет охватывать, в той или иной мере, ВЕСЬ МИР. Причём наше влияние будет основано на силе не оружия и золота, но в первую очередь на силе духа и мысли. Подобное уже происходило: в отличие от англосаксов, в чьей картине мира «человек человеку – волк», в картине мира русской – «человек человеку – друг». Именно этой идеей в ХХ веке была без боя завоёвана половина мира – от Никарагуа в Латинской Америке до Вьетнама в Юго-Восточной Азии.
Наднациональная идея и всемирная перспектива советского государства была заключена в его гербе, содержавшем земной шар и призыв к единению трудящихся, конкретной географической привязанности было лишено и название. Именно в рамках социализма было возможно сосуществование народов с различным (часто враждебным) прошлым: армяне и азербайджанцы могли говорить на одном языке, поскольку они разделяли идею лучшего будущего для общего дома. В этом свете особая роль как «lingua franca» принадлежит русскому языку – средству международного общения. Национализм же неизбежно столкнётся с другим национализмом, поскольку они носят взаимоисключающий характер. Именно социализм предлагал рациональную модель экономики, способную при минимальной нагрузке на ресурсы Земли обеспечивать максимальное удовлетворение потребностей максимального круга людей. Подлинная свобода обеспечивалась именно в рамках социализма: его критика, а в итоге и перестройка были возможны – в отличие от Запада потребительские соблазны и манипуляция сознанием в которых настолько коварны и привязаны к человеческим порокам, что исключают саму возможность общественной дискуссии. Образец тоталитаризма – США, а не СССР. Именно поэтому убийство нашей страны было возможным: сила добра – в беззащитности и ограниченности его тактики; оно в отличие от зла не может быть навязано (его можно лишь выбрать). Зло же всегда агрессивно и навязчиво.
Гениальным Станиславом Лемом выдвинута идея о том, что планета Земля – живое существо, органами которого являются различные участки суши. Итак, народы, проживающие в разных частях света, выполняют специфические функции этих органов. Какова же роль Руси в земном организме? Как уже было сказано, дерево познаётся по плоду, а человек (равно как и народ) – по делу. Культура славянских народов – настоящая сокровищница мирового духа: любая отрасль науки немыслима без открытий русских учёных. Без имён Д. И. Менделеева, А. С. Попова, К. Э. Циолковского, С. П. Королёва, И. В. Курчатова сложно представить современную цивилизацию, равно как и без русской литературы: каждое из имён русской классики – А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Ю. Лермонтов – настоящий космос, содержащий больше произведений, чем вся литература некоторых народов в целом. Славяне – народ поэтов и музыкантов, учёных и философов, народ мечтателей, а Русь – страна мысли и духа, Душа мира. Наряду с бренным телом, душа – вечна, и в отличие от разума, который надмевает, душа одухотворяет.
Задача русского народа – просвещение и защита мира. В этом деле русским людям также нет равных: каждый из большого круга тиранов и «покорителей мира» неизменно «ломал зубы» и растворялся именно на наших землях: Батый, Тамерлан, Карл XII, Наполеон и Гитлер. В этом свете славянам не по пути со всем остальным миром, народы которого могут сосуществовать со злом, найдя своё место в эксплуататорско-потребительской системе.
В отличие от государств Запада, имеющих опыт уничтожения целых народов, Россия сохранила столько народов, сколько ей было поручено. Неспроста императора Александра II в Болгарии и поныне называют освободителем, а памятники ему в Софии и Хельсинки сохраняются при всех режимах.
На уровне Народных Республик происходит новая интерпретация русской ценностной системы. Подтверждением этого являются основные направления внутренней и внешней политики ЛНР и ДНР (национализация объектов промышленности, культурная политика в духе социалистического гуманизма, использование элементов советской геральдики в качестве государственной символики). Весьма примечательно, что в качестве центрального элемента герба ЛНР была избрана пятилучевая красная звезда – символ торжества справедливости в пяти частях света. Положительными чертами здесь наделяются составляющие, связанные с удовлетворением коллективных интересов, с духовностью и общественным порядком. Негативными же чертами наделяются составляющие, где на первое место вышли частные интересы, которые удовлетворяются за счёт общества. Подчеркнём, что к центральному специфическому компоненту массового сознания жителей Донбасса принадлежит взгляд на существование этого региона как части советского пространства в рамках Российской Федерации. Люди, своим трудом и оружием отстаивающие идею многонационального Донбасса, подают пример остальной части большой России, а значит, и миру в целом – пример жертвенности и приоритета коллективного над частным.
Характеризуя современные мировые тенденции, следует помнить поговорку «Светя другим, сгораю сам», – русский народ, являясь в СССР и созданных им мировых структурах стержневым, о своих особых правах и привилегиях никогда не заявлял (в отличие от других национальных республик у РСФСР не было ни собственной компартии, ни Академии наук). Но для того чтобы родиться в новой роли, необходимо умереть в старой. Русский (примечательно, что это прилагательное, а не существительное) – не национальность, а состояние духа. Русский – это не только восточный славянин, это каждый (вне зависимости от расы и вероисповедания), кто ставит в центр мира не себя, а ближнего; русский – это тот, кто понимает ценность, защищает и реализует на практике:
• любовь и милосердие;
• дружбу и взаимопомощь;
• труд и умеренность в потреблении;
• нетерпимость к любой несправедливости.
Практика показывает, что там, куда приходят русские, воцаряются порядок, справедливость и закон, туда же, куда приходят англосаксы, – хаос и смерть. Вне сомнений и с учётом современных средств массового уничтожения (одним из видов которого является COVID-19) мир или будет русским, или его не будет вовсе.
Доктор исторических наук, доцент кафедры политологии и права ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ»  Дмитрий Крысенко
Мы в соцсетях