Есть в календаре даты, которые откликаются в сердце каждого луганчанина. Одной из таких является 14 февраля – День освобождения Луганска от немецко-фашистских захватчиков. Это значимая дата не только для самих воинов-освободителей. Труженики тыла в годы военного лихолетья, когда всеобщей целью была Победа, несли на своих плечах не менее тяжелую ношу. Неоценимая роль в Победе над немецкими оккупантами принадлежит нашим женщинам-луганчанкам. В суровую военную годину они проявили поразительное мужество, величие духа и несгибаемость, преданность, верность и любовь к Отчизне. Их гражданский подвиг, безмерное терпение и самопожертвование помогли выстоять и победить.
Для Татьяны Кошман 14 февраля - еще и личный праздник. В этом году Татьяна Ивановна отметит свой 95-летний юбилей. Судьба ее - как летопись героизма и мужества, благородства души и жертвенности женщин военного поколения. Татьяна Ивановна награждена орденом «Знак Почета» и 5-ю медалями, в том числе медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В Год памяти и славы Глава Луганской Народной Республики Леонид Пасечник вручил Татьяне Кошман орден «Трудовая слава» 1 степени.
Листая семейный альбом Татьяны Ивановны, слушая ее воспоминания, я ловила себя на мысли, что узнаю не просто историю одной судьбы, это рассказ о жизни земляков военного поколения, сакральные знания о том, какие плоды их созидательного труда питают нашу жизнь и сегодня.
НЕДЕТСКОЕ ДЕТСТВО
За свою почти вековую жизнь Татьяна Ивановна сохранила удивительную ясность ума и крепкую память, столько в ней простой жизненной мудрости, доброты и любви к людям! Слушала ее с упоением и трепетом от ощущения погружения в реальность ушедшей эпохи.
Татьяна родилась в селе Алексеевка Новоайдарского района Луганской области в многодетной семье. Голод 1933-го пережили не все, после смерти отца семья переехала в Луганск.
- У мамы остались только мы со старшей сестрой Анастасией, - вспоминает Татьяна Ивановна. - Жилья своего не было, жили на квартире, потом смогли купить землянку, соорудили времянку. В то время все жили одинаково просто и дружно. Я окончила 7 классов. Сестра поступила в педагогический институт на географический факультет, хорошо училась. Но началась война и учеба прервалась. Уже потом, в мирное время Анастасия окончила курсы бухгалтеров, а я так и осталась со школьным образованием.
Война создала смертельную угрозу всему нашему народу и каждому человеку в отдельности. Тем самым она вызвала огромный подъем энтузиазма и личную заинтересованность большинства людей в Победе над врагом. Это стало основой массового героизма, большого подвига на фронте и в тылу не только мужчин. На плечи женщин легли непомерно тяжелые заботы об обеспечении фронта всем необходимым - это изнурительный труд на заводах и фабриках, на колхозных полях вместо ушедших на фронт мужчин.
- Во время войны людям было непросто выживать, мы, как и другие, собирали колоски на полях, протирали их на домашней мельничке, и из этой грубой муки пекли пышки, - рассказывает Татьяна Ивановна. - Мама была неграмотная, работала по найму - кому постирает, кому огород вскопает.
Хозяйка квартиры, где мы снимали угол, очень по-доброму ко мне относилась. Однажды она купила мне слойку и намазала ее маслом. Это была такая вкуснота! Я такого никогда не ела ни до этого, ни после… Вот уже сколько мне лет, а я всю жизнь вспоминаю эту булочку и благодарю Марию Петровну за то, что она покормила меня.
Когда мы переехали в землянку, соседка иногда просила присмотреть за её ребёнком, и за это давала что-нибудь поесть. Это была большая радость. Сейчас все по-другому, хлеб – наше золото, бери и ешь, сколько хочешь! На всю жизнь я усвоила истину: хлеб – самая вкусная еда.
- Помню день, когда город освободила Красная Армия. Февраль 1943-го. Была оттепель, такая распутица! В город вошла передовая часть, советские солдаты в валенках, а кругом вода, всё тает… Помню лица молодых бойцов - такие изможденные, уставшие, мокрые и грязные… Валенки от воды набухли, а глаза – светящиеся, добрые… У памятника Ленину собралось очень много людей, был митинг, посвященный освобождению Луганска, с речью выступал человек в военной форме и на голове его - серая каракулевая папаха.
ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ
Город наш. Надо его восстанавливать. В том же году 17-летняя Татьяна поступила на Ворошиловградский спиртоводочный завод рабочей по восстановлению завода. В ее трудовой книжке будет внесена еще одна дата: «1981 г. - уволилась в связи с выходом на пенсию». А пока…
- Завод был разрушен - одни стены, крыши не было. Работали по 12 часов. Сначала получали паек, позже - по карточкам хлеб. Темные глевковатые хлебные кусочки - это была большая ценность!
Женщины и девушки разбирали завалы, вывозили с завода строительный мусор. Руководили нашей работой несколько мужчин, которые вернулись с фронта. Слесарь раздал нам ножовки и показал, как резать старые трубы, срезать краны. Новых кранов не было, поэтому демонтированные мы чистили растертым в песок стеклом.
Для восстановления завода нужен был строительный материал.
- Направили меня и еще двоих девушек-заводчанок в Кременную на заготовку леса для стройки, нам по 18, - продолжает рассказ Татьяна Ивановна. - Инструктор рассказал, как безопасно рубить дерево, с какой стороны его надо пилить. Наверное, мучился с нами, какие из нас были работники! И все же мы старались все выполнять, как надо – и пилили, и обрубывали ветки, и накатом грузили лес на железнодорожные платформы... Мы все понимали, что работаем на общее дело – на Победу!
15 сентября 1943 года считается днем начала производственной деятельности завода после освобождения города. Спирт отпускался для нужд фронта, развозился по госпиталям и больницам города и области. В 1944 году работали все заводы города Ворошиловграда. Начали выпекать хлеб, который выдавался населению по карточкам. В Климовском районе, ныне это Ленинский район, были открыты 3 продуктовых и 2 промтоварных магазина.
В 1944 году Татьяна Кошман переведена в розливно-моечный цех. Освоила все операции по выпуску продукции.
- Сначала все производственные операции выполняли вручную. Специальной тары не было, принимали любые бутылки, потом наладили прием посуды - 12 копеек за бутылку, - память цепко держит события молодости. - Мыли тару руками. В корыта наливалась горячая вода, и устанавливались барабаны, куда укладывали бутылки. Работницы ершами, скребками отдирали этикетки. Страшно вспомнить, во что превращались наши руки после 12 часов работы в горячей воде… Потом со шприца выполаскивали, разливали водку механической машинкой. Потом была смолка - горлышко бутылки заливали сургучом, этикетировщица приклеивала этикетку. За качеством продукции следила браковщица - каждую бутылку просто рассматривала на свет. Стекло было светлое и темное - не так просто было рассмотреть в бутылке мусор. Сложенные в ящики бутылки на вагонетке отвозили на склад готовых изделий. Со временем наш труд стал автоматизированным, появились конвейеры, бутылкомоечные машины, розливной автомат - это уже было нам большое облегчение!
Позже на заводе был установлен почасовой график труда, организовано соцсоревнование между бригадами.
- Наша водка славилась своим вкусом. Оформление, конечно, не сравнить с современным, и этикетка могла быть неровно наклеена, но вкус водки был хороший. О знаменитых «наркомовских сто грамм» луганского производства оставили теплые воспоминания фронтовики, - гордо заверяет Татьяна Кошман.
О том, что кончилась война, мы узнали ночью. Помню, как нас разбудило известие о Великой Победе! Люди проснулись, выбегали из своих домов. Живые потоки перехлестывались друг с другом, люди громко смеялись, обнимались, целовались и плакали. Много слез долгожданного счастья и невыразимого горя, ведь цена Победы была слишком высока - ко многим из нас уже никогда не вернутся наши родные, близкие... Ликование было неописуемым!
МИРНЫЕ ПОДВИГИ
У послевоенного времени - свои подвиги и свои герои, те, чей труд помог возродить город в рекордно короткие сроки.
- У нас была очень дружная бригада из 12 девчат. Мы вместе и отдыхали - ходили в культпоход в кинотеатр «Комсомолец», тогда было непросто выстоять очередь за билетами в кассу! По воскресеньям ездили купаться на Донец. Наша молодость! Как же хотелось красиво одеться.
Помню, как нам, передовицам, выдали на работе по платку – белый платок из портяночной ткани с серой каймой. Сегодня на него никто бы и не глянул, а тогда – роскошная вещь. А еще вручили боты! Лаковые черные с пуговкой! С полыми каблуками боты надевались на туфли с каблуком. У меня таких туфель не было, поэтому в боты я набивала бумагу. Они были прелестны! Если не считать их 7-й размер. А мне бы подошел 4-й. Когда я пришла в них на работу, все девчонки меня обступили и стали разглядывать обновку: «Ой, какие боты! Какие хорошенькие!..» И вдруг кто-то с подозрением: «А какой это размер?»
В своей бригаде мы установили закон взаимопомощи. С каждой своей зарплаты в 60 рублей мы скидывались для кого-то из нас по очереди по 10-ке. И девушка могла на эти 120 рублей купить себе дорогую вещь.
В 1952 году меня как бригадира-ударницу на месяц направили в Ленинград по обмену опытом. Как меня покорил этот город - Исаакиевский собор, Дворцовая площадь, Петропавловская крепость на Заячьем острове, Эрмитаж… Я была поражена красотой, архитектурой, величием.
В следующий раз Татьяна приедет в город белых ночей уже не одна – с племянником Сережей, которому отдала все свое материнскую любовь и заботу. Помогая сестре растить сына, Татьяна воспитывала его, как родного.
- Почему же Вы не создали свою семью?
- Так получилось, кто брал в жены - за того не пошла, а тот, к кому сердце лежало - мимо прошел. Это моя вина и мой выбор, - смиренно пожимает плечами Татьяна. - Но я никогда не чувствовала одиночество, моя семья – сестра и Сережа, всегда были рядом, мы жили душа в душу. Поверьте, успех в работе, карьера, амбиции, почет – это все второстепенно. Самое лучшее в жизни человека – это его семья, правильно воспитанные дети, которые всегда помогут, посочувствуют, поддержат в трудную минуту и разделят радость. А еще человеку важно жить в ладу со своей совестью. Когда тебя ничто не мучит, когда на душе мир – это и есть состояние счастья.
Женщины военной поры испытали в своей жизни все: непосильный труд в тылу, унижение в оккупации. Нелегко было им, хрупким, слабым выполнять тяжелую мужскую работу, но сознание своего долга перед Родиной придавало им силу и энергию для преодоления всех трудностей. Низкий поклон нашим луганчанкам, перенесшим тяготы послевоенной жизни, тяжелым физическим трудом возродившим из пепла наше Отечество.
Серафима Ковалевская