Редко от нынешних школьников услышишь: «Пойдемте на концерт в ДК железнодорожников». Сейчас ребятишки с удовольствием бегут на всевозможные кружки, фестивали в Луганский Дворец культуры. Лет 40-50 назад по той же дороге и в то же здание с благоговением шли их бабушки и дедушки, во времена их молодости по ул. Пушкина, 2 располагался театр русской драмы им. А. Островского. Сколько же лет этому монументальному строению? На вид – помпезная сталинская постройка.
Обманчива не только внешность человека. Оказывается, Дворец уже разменял первую сотню лет. В 1912 году он возводился в качестве горно-коммерческого клуба как центр культурного общения, место для проведения собраний, заседаний, просмотра спектаклей, оперетт, концертов. Кардинально предназначение помещения менялось лишь однажды – в годы Первой мировой войны. С 1916 года посетители клуба сменили вечерние туалеты и строгие костюмы на больничные халаты: на нижнем этаже был организован большой госпиталь на сто коек. Отголоски первой мировой заглушались в клубе благотворительными спектаклями в пользу жертв войны.
Партийные собрания, сходки, съезды назначались в условленное время в условленном месте на ул. Пушкина в год великих революций. Чуть позже здание облюбовала интеллигенция: в 1922 году его национализировали, и в помещении, судя по историческим справкам, обосновался очаг культуры «Народный дом» с кружками самодеятельности и спортивными секциями. Тогда же со сцены «Народного дома» начал свои гастроли первый профессиональный театр Донбасса «Шахтёрка Донбасса». Целое десятилетие, с 1930-го по 1940-е годы, здесь действовал передвижной государственный театр оперы и балета.
Хорошо сохранилось помещение не благодаря «косметике» и регулярным капитальным ремонтам, а длительным строительным работам.
Двенадцать лучших архитекторов трудились над его восстановлением после окончания Великой Отечественной войны. Фотографий тех лет осталось немного, но по сохранившимся снимкам с обгоревшими перекрытиями, стенами, сценой, полом, засыпанными грудой камней, невозможно найти схожие черты с современным обликом здания. На всеукраинском конкурсе жилых и гражданских сооружений в 1949 году проект получил премию Совета Министров УССР. Авторами скульптурной группы и барельефов на треугольном фронтоне выступили А.С. Шеремет и И.Ф. Минько. Двадцать пять лет зданию покровительствовала Мельпомена: с 1949 по 1974 год здесь размещался театр русской драмы имени А.Н. Островского.
Практически ни одной премьеры, начиная с 60-х годов, не пропускала семья Татьяны Литман. На всех парах, летящая в театр пятиклассница Танечка, тогда даже вообразить не могла, что большую часть своей жизни свяжет с этим храмом культуры.
- Мы забирали маму после дежурства, она работала акушером-гинекологом в роддоме на ул. Ленина, и шли в театр. Причем с работы мама всегда выходила с цветами. Огромный букет передавали мне, и я его несла своим любимым артистам. Рассказываю вам сейчас все это, и мурашки по коже бегут, - признается Татьяна Семеновна. – Посещение театра воспринималось нами как некое значимое событие. Заядлым театралом у нас был папа, и передал эту любовь нам. Он брал билеты на лучшие места, мы ходили на все спектакли, смотрели оперетты, балеты Московского, Петербургского, Одесского театров… Целая жизнь прошла. А я до сих пор помню глаза актрисы, игравшей Марицу. Выбежав на сцену с букетом цветов, я стояла перед ней, как зачарованная: огромные накладные ресницы, макияж, прелестная игра… Даже сложно передать все свои чувства.
Артисты нам казались недосягаемыми. Они все были статные, интеллигентные. Театр Островского – это, конечно же, Ветровы, Кленовы, Крыжановские… Выйдя со спектакля, зрители чувствовали крылья за спиной. Ставилось очень много классики. Постановки заставляли думать, сопоставлять, размышлять над жизнью.
Никто не позволял себе опоздать на спектакль, зайти в зал после третьего звонка и сидеть в головном уборе. Помню, в холодную пору года мы обязательно в туалетной комнате снимали теплые колготки и надевали капрончики, переобувались в туфли на каблуках. Для сапог мама шила мешочки со шнурками, и их мы вешали на крючки в гардеробе.
МАЛЕНЬКАЯ ХОЗЯЙКА БОЛЬШОГО ДОМА
Кем мечтала стать Татьяна, когда вырастет, немудрено догадаться. Сцена – ее стихия. Это человек-праздник, она всегда улыбается, танцует, поет, на ходу придумывает тосты, поздравления и выглядит, конечно, на все сто процентов. Но что интересно, с музыкальными номерами Татьяна Семеновна стала выступать 20 лет назад – на свой 50-летний юбилей. Если бы об этом не поведала сама директор Луганского Дворца культуры, ни за что бы не поверили:
- Немного пела с эстрадным оркестром в школе, в пионерском лагере, - продолжает заслуженный работник культуры. - И потом я на долгие годы оставила это увлечение. Готовясь к 50-летию, мой друг, актер Владимир Андриюк предложил мне: «Давай народ удивим – споем!» Я отнекивалась, мол, вообще не пою и тексты плохо запоминаю. Но все-таки попробовали. И по сей день я пою во всех концертах. Причем говорю своим коллегам: «Сцена – для молодых!» А они мне в ответ: «Как только вы выходите на сцену, зал сразу начинает оживляться и подпевать». Даря радость зрителю, я забываю, что меня минуту назад что-то беспокоило.
Текущий и будущий годы для Татьяны Семеновны богаты на круглые даты. По паспорту у нее день рождения 1 января, на самом же деле она родилась под ночь 31 декабря.
- Поэтому я вся такая праздничная, - смеясь, причинно-следственную связь объясняет директор Луганского Дворца культуры.
В этом году 70 лет со дня образования театра русской драмы им. А. Островского. И вскорости исполнится 40 лет как Татьяна Литман работает в бывшем ДК железнодорожников, а ныне – Республиканском Дворце культуры.
С отличием окончив культурно-просветительское училище, 13 мая 1980 года Татьяна Семеновна пришла устраиваться в ДК Железнодорожников. Судьба распорядилась им идти по жизни вместе.
- Мне очень хотелось получить высшее образование, уже будучи клубным специалистом, - вдается в подробности Татьяна Семеновна. - Я пришла сюда художественным руководителем, не имея ни опыта, ни стажа клубной работы. Директор в меня поверил. И течение 6 лет я доказывала свою состоятельность как художественный руководитель: организовывала множество концертов, у нас появились всевозможные творческие коллективы, создала агитбригаду. Тогда, как закон, каждому уважающему Дворцу культуры полагалось иметь хор, агитбригаду и оркестр народных инструментов. И что немаловажно – удалось наладить связь с городскими учреждениями культуры. Являясь ведомственным Дворцом культуры, подчиненным донецкой железной дороге, мы все время выступали по Донецкой области, а мне очень хотелось, чтобы нас знал луганский зритель. В 1985 году окончила Харьковский государственный институт культуры, а в 1986 году мне предложили занять место директора ДК железнодорожников. Очень долго сомневалась. Даже на протяжении трех месяцев искала себе директора. Оказалось, что не святые горшки лепят, справилась.
Впервые маленькой хозяйкой большого дома Татьяну Семеновну назвала ее руководитель, присутствовавшая на просмотре дипломного спектакля по пьесе В. Коростылева «Варшавский набат». С тех пор именно так себя ощущает директор Луганского Дворца культуры:
- Когда мы начинали работать, директору подчинялась только творческая группа, а хозяйственно-техническая – железной дороге. У меня в подчинении находилось 12 человек. На сегодняшний день у нас порядка 60-ти сотрудников. В этом учебном году мы создаем 5 новых коллективов, в общей сложности у нас 27 творческих коллективов. До войны было 33 коллектива. Честно, я не знаю интеллигентного творческого человека, который хотя бы раз не приходил сюда в театр, а сегодня - к нам во Дворец культуры. Здесь даже в пожилом возрасте можно воплотить свою детскую или юношескую мечту.
По сделанным раннее подсчетам, Дворец площадью 5617 м2 в одночасье позволяет охватить различными видами культурной деятельности свыше тысячи посетителей.
«Вход со двора», - на центральном входе оповещает объявление посетителей. Похоже, идет ремонт, заключила я, еще раз окинув взглядом афиши и приятно удивившись колориту кружков и коллективов - ирландские, экстремальные танцы…
- Сказать, что нас не подпитывает это здание – ничего не сказать, подтвердив наше предположение, продолжила Татьяна Семеновна. - Уже с мая 2014 года мы подготовили подвал к приему людей. Обустроили его мебелью, наполнили водой баки, купили медикаменты, свечи, пледы, одеяла. Провели освещение. Кто-то перебежками бегал в ДК, многие здесь жили. Одна наша коллега пострадала во время обстрелов. В сентябре 95% сотрудников вернулись на работу. У нас были выбиты 24 окна, нарушена телефонная связь, водоснабжение. Все, что лежало у меня на рабочем столе, смело ударной волной. Невзирая на все сложности, сразу вошли в привычный трудовой концертный ритм: наши воспитанники выступали в больницах, школах, для ополченцев…
28 декабря нам стеклили последнее окно, и в этот же день мы провели первый послевоенный новогодний утренник.
Сегодня у нас большая палитра коллективов: танцевальные, вокальные, эстрадно- цирковые, инструментальные…. Очень радует, что появился ансамбль народных инструментов. Наша гордость – народная хоровая капелла ветеранов Великой Отечественной войны и труда, старшему участнику 91 год, народный вокальный ансамбль песни «Родные напевы», народный цирк «Родник», народный театр-студия «Зеркало». Голубей мира в сентябре 2014-го выпустил, возобновивший свою работу, народный клуб голубеводов. Образцовые коллективы эстрадного, бального танца, детские танцевальные коллективы, вокально-инструментальные коллективы, рок-группа «МOTUS», театр-студия моды «Диана» … - о каждом коллективе можно написать целую повесть. У них огромные достижения. Воспитанницы студии моделей «Диана» занимают первые места в конкурсах красоты, снимаются в солидных рекламных роликах… Были и свадьбы. Прямо к крыльцу подъезжала машина с молодоженами – участниками клуба «Встреча». Кстати, клубу тоже скоро 40 лет. К нам приходят люди, которые ходят отдохнуть, послушать музыку и просто пообщаться.
Дворец культуры для меня - моя творческая семья, и я желаю ей многие-многие лета и сотни юбилеев впереди.
Ирина Аронова