16+
Адресг. Луганск
кв. Еременко, 7
E-Maillifelug@mslnr.ru
  • 15:43 – В Луганске рисуют новый мурал
  • 17:10 – Учителей республики поздравили с праздником
  • 11:27 – Дарья Лантратова поздравила преподавателя иностранных языков Станично-Луганской гимназии Елену Зинченко с Днем учителя
  • 13:10 – Телемост связал луганских лицеистов со сверстниками из Амурской области
  • 17:18 – В Луганске заработали станции велопроката

Чувство долга было превыше страха

Чувство долга было превыше страха
Разве могли ученые, изучавшие мирный атом, предположить, к каким страшным последствиям может привести его использование «на благо человечества»?.. 26 апреля 1986 года случилась величайшая из техногенных катастроф – авария на Чернобыльской АЭС,  впоследствии эту дату стали именовать днем скорби. Но есть еще одна дата, неразрывно связанная с данным событием - 14 декабря отмечается День чествования участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Сами ликвидаторы его символически называют Днем победы, ведь именно тогда было завершено строительство саркофага, сооруженного вокруг 4-го энергоблока, накрывшего эпицентр трагедии. Все свои силы и знания ликвидаторы, не поддаваясь страху и слабости, отдавали ради того, чтобы устранить последствия катастрофы. В их числе был и наш земляк – житель Донбасса Владимир Филипский.
Уроженец Харьковской области на заре своей жизни и предположить не мог, какие сюрпризы и неожиданности уготовила ему судьба… Первый удар парню пришлось держать уже в юном возрасте – когда Владимиру было 16 лет, умерла его мама, и он, окончив 10 классов школы, принял решение отправиться к двоюродному брату Александру в Горловку Донецкой области. Там Володя окончил ремесленное училище, затем - автотранспортный техникум и поступил на вечернее отделение в Донецкий политехнический институт (Горловский филиал), по окончании которого начал работать в Горловском управлении «Шахтостроймеханизация» инженером. Один за другим сменяли друг друга привычные будние дни, чередовавшиеся праздниками, – жизнь шла своим чередом. Владимир женился, затем родились дочки – Анжелика и Лилия. И даже мысли не возникало, что может случиться что-то непредсказуемое… Кардинально изменил жизнь Филипского апрель 1986 года.
В ЗОНЕ ОТЧУЖДЕНИЯ
Спустя несколько месяцев после катастрофы на Чернобыльской АЭС пришла разнарядка на управление, где работал Владимир – необходимо было отправить в зону аварии технику: бульдозеры, экскаваторы, автокраны.
- Меня вызвали к руководству и сказали: «Поезжай, вези технику, и будешь там обеспечивать ремонт», - вспоминает он.
Эта новость стала неожиданностью для Филипского, однако сильных переживаний не вызвала – ведь что ждет Владимира в месте назначения, он не мог даже предположить. Но, увидев по приезду 1 августа все своими глазами – разрушенный реактор, опустевший город, людей в респираторах и масках, одетых в защитные костюмы – в полной мере осознал серьезность ситуации. Тогда-то и появился страх, однако чувство долга было сильнее – и он приступил к исполнению своих служебных обязанностей. К тому же успокаивала мысль, что командировка не продлится долго – всего каких-то 12 дней. Однако сменили молодого специалиста лишь 27 августа – так получилось, что на месте трагедии он пробыл в два раза дольше положенного. Через пару месяцев после возвращения домой Филипского отправили в новую командировку – на этот раз в Черниговскую область, в город энергетиков Славутич. 
- Мы снова привезли свою технику, с помощью которой строили школу, универмаг, - рассказывает Владимир Денисович. – Кроме нас там были представители почти всех республик Советского Союза – к примеру, армяне, грузины, азербайджанцы строили коттеджи. 
В Славутиче молодой специалист трудился полгода, после чего снова вернулся в Горловку, а через некоторое время его опять направили в город энергетиков. Трудолюбие и профессионализм Филипского не остались незамеченными – однажды к нему подошел начальник управления и предложил: «Слушай, Владимир Денисович, я перехожу в Чернобыльскую зону, и мне нужен такой толковый товарищ как ты – будешь начальником автоколонны?»
- Я крепко призадумался, но все же решился и ответил согласием, - вспоминает он. - Наша база находилась в городе Припяти. Он был пустой – настоящий «город-призрак». Мы занимались в первую очередь дезактивацией зараженного асфальта и грунта. Так, в первые месяцы аварии каждые 2–3 часа обмундирование меняли, использованное складывали в пакеты и выкидывали в вырытые ямы. Такие места потом за версту было видно: везде трава растет, а там большое желтое пятно. Экскаватором откапывали эти пакеты, грузили и вывозили на могильники. 
Еще одной важной миссией ликвидаторов было строительство пожарных водоемов. 
- В 30-километровой зоне везде леса, природа роскошная, - говорит Владимир Денисович. - Там дома, жилые массивы в окружении природы строили и парки не разбивали – все естественно самой собой растет: ели, сосны… К тому же там находились торфяники, и возникало много пожаров, поэтому необходимо было вырыть котлованы под водоемы. Также мы возводили объездные пути, в том числе и для пожарных машин.
Филипский руководил специалистами, работавшими на экскаваторах, а также распределял должностные обязанности. В процессе работы постоянно возникали какие-то трудности, но поставленные задачи выполнялись неукоснительно, несмотря ни на что. 
В Припяти, в станционном общежитии, командированные жили до 1994 года, а потом их перевели в Чернобыль и разместили в частном секторе, ведь людей на территории города почти не было, и дома стояли пустые. 
- Припять по периметру была обнесена колючей проволокой - этим занимались военные, ведь там располагались воинские части, а в 1988 году их вывели из зоны отчуждения и к работе подключили гражданских, - вспоминает ликвидатор. – Так как опоры ограждения были деревянными, они быстро сгнили. А мы уже там строили ограждение из железобетона. 
В 1999 году представители французской фирмы приехали в зону отчуждения строить хранилище отходов ядерного топлива, и Владимир Денисович также принимал активное участие в этом процессе. 
- Впоследствии начались проблемы с финансированием и строительство затормозилось. Тогда я понял, что уже, наверное, достаточно с меня работы вахтовым методом, после чего вернулся в Луганск и устроился в Управление механизации, где отработал три года, а затем вышел на пенсию, - подводит итог своей трудовой деятельности Филипский. 
БЕЗ ДЕЛА – НИ ЕДИНОГО ДНЯ
Владимир Денисович трудился в зоне отчуждения в общей сложности 12 лет, отдав все свои силы и знания для обеспечения безопасности и устранения последствий аварии на ЧАЭС. Вот уже 20 лет он на пенсии. Однако засиживаться на заслуженном отдыхе не стал – не тот характер, чтобы ничего не делать: Филипский является членом координационного совета общественной организации «Объединение ветеранов и инвалидов «Союз Чернобыль» города Луганска».
- Мы организовываем и проводим субботники, оказываем помощь своим товарищам, - поясняет он.
В 2014 году, когда на Донбассе начались боевые действия, Владимир Денисович хотел быть полезным своей Родине – он пошел в военкомат и предложил свою помощь, но из-за возраста его не взяли. 
Гибель старшего внука Эдуарда, защищавшего свою родную Горловку от украинских силовиков, стала невосполнимой потерей для всей семьи. 
С течением времени все больше дают о себе знать последствия нахождения в радиоактивной зоне – уже 8 лет ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС ведет борьбу с тяжелым заболеванием. 
- Ничего не проходит зря, - подчеркивает он. 
Все больше товарищей, которые, как и Филипский, были ликвидаторами, уходят безвозвратно, оставляя в сердце раны невосполнимой утраты. Так, из-за нахождения в зоне отчуждения от болезни год назад умер самый близкий друг Владимира Денисовича, с которым он дружил большую часть своей жизни.
- Витя мне был как брат, - с грустью говорит он. - Всегда мы приходили на помощь друг другу. А познакомились в санатории – нам после ликвидации давали путевки как чернобыльцам. В Евпатории мы с ним проживали в одной комнате. Я приехал первый, сижу на кровати, он заходит и спрашивает: «Где тут свободное место?» Я говорю: «Здесь есть». Спрашиваю: «Ты откуда?» Он: «Из Ровеньков». 
С тех пор мужчины сдружились, постоянно ездили в гости друг к другу, помогали по хозяйству. Крепкая нерушимая дружба длилась до самой смерти Виктора, которая стала большим ударом для Владимира Филипского. Еще одной невосполнимой утратой прошлого года стала смерть в результате болезни старшей дочери Анжелики. 
В ЛЮБВИ И СОГЛАСИИ
Все жизненные испытания и удары судьбы переносить Владимиру Денисовичу помогает надежная поддержка семьи, любимой супруги Ольги. Со второй женой Владимир, уже будучи в разводе, познакомился в Донецке, куда его отправили в командировку в «Главснабсбыт» заключать договоры на поставку. Туда же приехала молодой инженер-технолог из Луганска. Пообщавшись, молодые люди поняли, что расставаться им совсем не хочется.  Начались частые поездки друг к другу, пока, в конце концов, они не приняли решение соединить свои судьбы. У супругов родилась дочка Катя, и Владимир окончательно переехал в Луганск. Всю жизнь Филипский мечтал о сыне, но этим мечтам сбыться было не суждено – зато теперь у него три внука и внучка. Любимица семьи – малышка Аврора, которой пять лет. Она уже умеет читать и считать, и вовсю готовится к школе.
В череде повседневных забот проходят дни, а как только наступает весна, Владимир Денисович посвящает большую часть свободного времени своему любимому хобби – даче. 
- Я сажусь в 134-ю маршрутку, еду до конечной остановки, а затем прохожу через посадку – и вот я уже на месте, - рассказывает он. - Очень люблю там находиться, там же даже воздух не такой, как в городе. У меня на даче растут овощи, смородина, фруктовые деревья – сливы, яблони, груши.
Любимая семья, любимое дело, когда ты приносишь пользу людям, и занятие для души – что еще нужно человеку для счастья? Разве что крепкое здоровье. Ведь, как показали события прошлого года, это одно из важнейших составляющих счастья.
В преддверии приближающегося Дня чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Владимир Денисович желает всем тем, кто так же, как и он, принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в первую очередь крепчайшего здоровья! 
- Это ведь самое главное! – отмечает Владимир Филипский, добавив, что теперь он понимает это в полной мере. – Если не будет ничего болеть и не нужно будет ходить к докторам, – жизнь будет продолжаться, а все остальное обязательно приложится!
Евгения Васильева
Мы в соцсетях