"Без еды можно прожить несколько недель, без воды – дня три", - непроизвольно, но все назойливее и назойливее эти мысли одолевали луганчан в августе 2014-го. Краюхой хлеба дорожили, как в Отечественную войну. Старики, дети, все до единого сидели впроголодь. Имевшиеся запасы таяли на глазах, на счету была каждая капля воды… Кружку воды растягивали до завтра, правда, наступит ли это завтра - никто не знал. Луганск оказался на грани гуманитарной катастрофы. А подлый, беспощадный враг не унимался, изощряясь в своих преступных деяниях, он отнимал последнюю надежду на спасение. Душераздирающие людские страдания сполна разделял и сотрясающийся от обстрелов город.
Плотную цепь мучений разорвали белые КамАЗы, стерев непроглядную черную полосу, пролегшую по нашей земле.
- Гуманитарная помощь в первую очередь помогла выжить во время блокады. Бывшие соотечественники посылали нам «помощь» в виде снарядов и бомб, - вспоминает те тяжелые дни заместитель Председателя Народного Совета ЛНР Андрей Сопельник. – От постигшей трагедии нас спасла Российская Федерация. Ощутив ее братское плечо, мы смогли оправиться от случившейся беды. Граждане обрели надежду. Гуманитарную колонну встречали со слезами на глазах. Вот уже в Республику зашел сотый гумконвой. И это ярче всяких слов говорит о том, что Россия с нами!
В состав первых колонн входила даже питьевая вода. У людей колотилось сердце, слезы катились ручьем, для благодарности не хватало слов…
- Когда первый гуманитарный конвой прибыл в Луганск, лично я понял - мы в безопасности, под крепким защитным крылом, - своими эмоциями с нами поделился депутат Народного Совета ЛНР Алексей Белецкий. - Такие же чувства, как мне кажется, охватили и всех остальных граждан. Увидев, что за первым гумконвоем последовал второй и третий, люди, уехавшие за пределы Республики, начали возвращаться. На данный момент Россия поставила в ЛНР более 80 тыс. тонн гуманитарного груза. Одновременно с правительственной помощью свою поддержку жителям Республики оказывали и продолжают оказывать и простые россияне - они кооперируются, собирают вещи, продукты, медикаменты и передают их нам. Это еще одно подтверждение, что для граждан Российской Федерации мы не чужие!
Между доставкой первого гумконвоя и подготовкой второго прошло всего 3 дня. Если бы не настойчивая позиция российской стороны, неизвестно, как сложилась бы наша дальнейшая судьба: Украина вместе с международными гуманитарными миссиями всячески препятствовала урегулированию вопроса по оказанию помощи гражданскому населению Донбасса. Их холодные сердца ни разу не екнули при мысли, что минута и даже секунда промедления стоит чьей-то жизни.
- Наш поселок долгое время находился в оккупации украинских силовиков, - рассказывает жительница Чернухино Ольга. - У меня на руках было двое маленьких деток. Я не видела и даже не знала о существовании первого гумконвоя, не видела и второй – информация до нас просто не доходила. Вскоре после того как поселок освободили, мы узнали о том, что Россия оказывает гуманитарную помощь жителям ЛНР. Тогда появилась уверенность: самое плохое уже позади. И тем не менее, я сомневалась, получу ли гуманитарную помощь. Мне казалось, невозможно охватить всех нуждающихся, КамАЗы ведь не безразмерные. Я ошибалась. Не могу передать то чувство, когда ты уверен в том, что сегодня и завтра, и послезавтра твои дети будут накормлены. Они больше не услышат взрывы снарядов и не спросят у тебя: «Мам, у нас есть что покушать?»
Слова нашей благодарности, наверное, ничего не значат по сравнению со взглядом ребенка, в котором больше не видно страха и голода.
Гуманитарная помощь изначально распределялась по всей территории Республики.
- Мы приезжали в Луганск, забирали пайки и развозили их по Перевальскому району, - отмечает представитель Общественной палаты ЛНР Александр Шапка. – Запомнилось, как мы привезли сто с лишним наборов для сотрудников перевальской больницы, а медперсонал все эти пакеты передал на кухню - готовить еду раненым и больным.
Прибытие белых КамАЗов, по мнению представителя ОП ЛНР Нины Пшеничкиной, дало людям второе дыхание:
- Чувство радости и признательности испытали все, кто был здесь в то тревожное время. Радость со слезами на глазах, с чувством благодарности в сердце, а у меня еще и гордость, ведь я русская. Родилась, училась и жила в России. Эти события не забыть никогда. Радовались тому, что пришла помощь в виде продуктов, медикаментов… Блокада была разорвана.
Кирилл Самунь, сейчас ученик 11-го класса, а тогда пятиклассник, наравне со взрослыми ждал известий о белых КамАЗах:
- Мы, дети, слышали, как воздух прорезали слова: «мать», «Россия», «помощь», «поддержка». Толком-то мы и не знали, что такое гуманитарная помощь. Но ликовали, подпрыгивая от радости, и кричали «ура!». Бегали встречать машины. Мы ждали КамАЗы не как гуманитарную помощь, а как руку помощи и дружбы. По сей день мы ощущаем заботу и поддержку российского народа. Особенно она нужна здесь – на линии фронта. Вы не представляете как важно знать, что рядом надежный, братский русский народ!
Ирина Аронова