23 ноября 2020 года, в год 75-летия Великой Победы, ветерану Великой Отечественной войны и органов внутренних дел полковнику милиции Трофименко Василию Александровичу исполняется 95 лет.
Встречаясь со своими друзьями – ветеранами Великой Отечественной войны и органов внутренних дел, школьниками и членами ОО «Патриотическая ассоциация Донбасса», Василий Александрович частенько вспоминает о своём нелегком ратном пути и многолетней службе в милиции.
Родился он в с. Лиман Старобельского округа в многодетной крестьянской семье, где был одиннадцатым ребенком. Семья была дружной, жили в одном доме, работали в колхозе. Василий в раннем возрасте приобщался к труду, до войны окончил 7 классов.
С началом Великой Отечественной войны все семеро его братьев были призваны в Красную Армию. В июле 1942 г. село Лиман было оккупировано немцами. Перед их приходом Василий и еще несколько десятков молодых людей вместе с руководителями колхоза уводили в тыл колхозный скот (коров, овец, свиней), чтобы тот не достался фашистам. Но дошли лишь до с. Литвиновка Беловодского района Ворошиловградской области и здесь были остановлены гитлеровцами и отправлены обратно (немецкие войска в то время стремительно наступали на Сталинград – прим. авт.).
В сентябре 1942 г. Василия и пятерых его друзей немцы пытались угнать в Германию на принудительные работы. Повесткой они были вызваны к старосте, а затем направлены на биржу труда в г. Старобельск. Здесь был организован пункт, где наши врачи под пристальным контролем немцев осуществляли медосмотр, вынося заключение о пригодности к отправке в Германию (всего за время оккупации Ворошиловградской области в Германию было угнано более 70 тыс. юношей и девушек - прим. авт.).
И тогда Василий прибегнул к хитрости, для чего ему пришлось впервые закурить. Накануне он дома запасся табаком-самосадом. Набрал одних листьев, покрепче, и перед тем, как зайти к врачу, отпросился в туалет, который находился в глубине двора. Он быстро побежал к туалету, закурив там, сделал несколько глубоких затяжек и бегом возвратился обратно. Сердце сильно колотилось, словно готово было выскочить из груди. Врач, послушав его сердцебиение, спросил: «Что с тобой?». Василий ответил, что у него порок сердца. Таким образом, он не прошел по состоянию здоровья для отправки на чужбину.
После освобождения его села от фашистов Василий Трофименко был мобилизован на рытье окопов в с. Каменка, в 20 км от г. Старобельска. А в апреле 1943 г. он вместе с большой группой молодых парней 1925, 1926 гг. рождения, жителей Старобельского района, были призваны в ряды Красной Армии.
Василий Александрович вспоминает:
«Когда 26 апреля 1943 года нас, новобранцев, отправляли в тыл и мы покидали село Лиман, налетела немецкая авиация и стала бомбить село, где в это время размещался автомобильный батальон Красной Армии. Здесь было сосредоточено много автомашин и другой советской техники».
Ребята прошли пешком через населенные пункты Новопсков, Марковку, Кантемирово, Богучар и далее на ст. «Калач», где их погрузили в «теплушки» и отправили в г. Пензу обучать военному ремеслу, а затем в г. Курск.
Боевое крещение Трофименко получил в 54-й отдельной роте 11-й бригады правительственной связи НКВД Центрального фронта, с жестокими боями прошедшего до г. Орла.
Затем он освобождал украинские города: Глухов, Кролевец, Бахмач, Конотоп, Нежин, Мена, Щорс; белорусские: Гомель, Мозырь, Житковичи, Лунинец, Пинск. Участвовал в боях за освобождение польских населенных пунктов: Бяла-Подляска, Седльце Мазовецкого воеводства.
17 января 1945 г. была освобождена Варшава, а затем г. Познань. Воинская часть, в которой воевал Трофименко, подошла к реке Одер.
Из воспоминаний В.А. Трофименко:
«В районе форсирования нашей частью реки Одер были непроходимые болота и о переправе техники без подготовительных мероприятий и речи быть не могло. Для этого было решено заготовить большие бревна и проложить дорогу там, где немец нас не ждет. Командованием были брошены все части на этом участке фронта: танки, пехота, артиллерия, связисты на заготовку леса, а затем укладку этой искусственной дороги до самого берега Одера».
Ни жестокие бомбёжки, ни обстрелы из орудий не помешали советским войскам форсировать реку. Путь к Берлину был открыт.
«Подготовка к штурму Берлина началась, – вспоминает Василий Александрович. – Мы стояли в городе Бернау, что в 16 км от Берлина. При большом скоплении людей, техники, бронемашин в густонаселенном городе бои особенно трудные. Каждый дом, улица, сарай, забор – всё это использовалось врагом для обороны. После артподготовки всеми средствами слово предоставляется пехоте и связистам, чтобы обеспечить командование бесперебойной связью с передовыми частями у Силезского вокзала и было легче управлять ими в наступлении».
«Мы вышли на окраину г. Берлина, – продолжает Трофименко, – район Лихтенберг, это в 1,5 км от Силезского вокзала. Чтобы проложить телефонную линию для командования, необходимо было пройти вдоль железнодорожной линии по Франкфуртер-аллее, которая в некоторых местах простреливалась немцами. Решено было её прокладывать вечером, когда стемнеет.
Два человека нашего отделения с катушками, раскатывая кабель, бросились бегом в направлении Силезского вокзала, за ними пошли шестовики.
Возле уцелевшего здания тюрьмы на Мозидкауэр-штрассе по нам был открыт огонь из стрелкового оружия, пришлось вступить в бой. Когда огонь немцев был подавлен, прокладка линии связи была успешно завершена. За своевременное обеспечение связью, нашему отделению была объявлена благодарность». (Кстати, В.А. Трофименко передал в дар музею МВД ЛНР книгу «Штурм Берлина», которая была вручена ему как участнику той военной операции - прим. авт.).
В конце войны воинская часть, в которой служил Трофименко, стала именоваться 11-й отдельной Варшавской Краснознаменной ордена Александра Невского бригадой правительственной связи НКВД СССР.
После окончания Великой Отечественной войны Василий Трофименко продолжил службу в составе Группы советских войск в Германии, где окончил спецшколу инструкторов служебно-разыскных собак. Воспитал своего четвероногого питомца Дика, немецкую овчарку, о котором до сих пор вспоминает с большой теплотой.
В сентябре 1950 г., демобилизовавшись из рядов Вооруженных Сил, Василий Александрович возвратился домой и, по рекомендации райкома комсомола, был направлен на службу в милицию. В начале декабря 1950 г. он зачислен проводником служебно-разыскной собаки в уголовный розыск УВД Ворошиловградской области, где принимает решение лично вырастить и обучить свою собаку – немецкую овчарку Джульбарса. Вместе с ним в сентябре 1951 г. он был направлен на учебу в Харьковскую школу начальствующего состава милиции.
Его верный друг и помощник стал умной, опытной и послушной собакой. Никогда, даже в самых сложных ситуациях, он не подводил своего хозяина.
С помощью Джульбарса удалось успешно выполнить не одно задание…
50-е годы.
Однажды группа воров, сделав пролом в стене промтоварного склада в с. Счастье, вынесла оттуда различных товаров на десятки тысяч рублей (в те годы это был очень значительный материальный ущерб государству – прим. авт.). На месте преступления была обнаружена лишь утерянная перчатка. Джульбарс, уверенно взяв след, привел Трофименко к одному из домов. Жильцов не было дома. На предприятии, где они работали и куда позвонил Трофименко, разыскиваемых также не оказалось.
А Джульбарс всё рвался вперед! Едва сдерживая его, Трофименко бежал по песчаной дороге. Его догнала грузовая машина. Водитель взволнованно сообщил о том, что минут 40 назад отвез в Ворошиловград нескольких подозрительных «мешочников».
Поздним вечером за десятки километров от места преступления проводник и собака, наконец, настигли преступников.
За успешное раскрытие с помощью разыскной собаки 28 преступлений в 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР В.А. Трофименко был награжден медалью «За отличную службу по охране общественного порядка».
В 1957 г. он окончил 10 классов Ворошиловградской вечерней школы № 5, а в 1962 г. - с отличием Харьковский юридический институт.
В 1959 г. Василий Александрович перешел на службу в научно-технический отдел УВД Луганского областного Совета депутатов трудящихся, где работал экспертом-криминалистом до 1975 г.
Сложна и интересна работа эксперта. Исследование почерков, оружия, всевозможных следов – вот далеко не полный перечень дел, которыми приходилось ему заниматься. Глубокими знаниями должен обладать эксперт, так как порою от его решения зависит судьба человека.
60-е годы.
…Однажды ночью в магазине № 56 ОРСа треста «Краснодонуголь» побывали незваные «гости». Возле откупоренных бутылок спиртного и недоеденных консервов сотрудники милиции обнаружили кусок сливочного масла со следами зубов преступника.
В.А. Трофименко «снял с него» гипсовый слепок. Кропотливый сравнительный анализ дал возможность оперативным работникам раскрыть это преступление.
Только в 1964 г. В.А. Трофименко 65 раз выезжал для осмотра мест преступлений и провел 69 экспертиз, с помощью которых 32 преступления были раскрыты. О нём немало писали в прессе и снимали телепередачи.
Василий Александрович награждён орденами Отечественной войны II степени, «За мужество», медалями – «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За боевые заслуги», «За безупречную службу» I и II степеней, «50 лет советской милиции» и многими другими наградами.
Ветеран милиции и сейчас ведет активный образ жизни и покориться возрасту не намерен. Он выступает перед учащимися школ, гимназий, лицеев и других учебных заведений Луганской Народной Республики. Всегда бодр, доброжелателен, позитивен и с оптимизмом смотрит на возникающие иногда неурядицы. У него большие планы на будущее.
Ирина Жукова, ведущий научный сотрудник музея МВД ЛНР