Неоднократно мы писали о том, что в 2014-м году на защиту Донбасса от украинских карателей стали представители совершенно разных мирных профессий. Тогда любая помощь была нужной и своевременной. Ценилась любая поддержка, вплоть до простого доброго слова. Благодаря такой сплоченности ополчение Республики выстояло, смогло дать достойный отпор украинским националистам, которые силовым путем стремились подчинить народ Донбасса. Смелые, храбрые, решительные земляки, благодаря им мы можем свободно говорить на родном русском языке и не бояться того, что фашизм вновь придет на нашу землю. Низкий поклон всем тем, кто пожертвовал своей мирной жизнью ради светлого будущего жителей Луганской Народной Республики.
СО ШКОЛЬНОГО КЛАССА - В ОПОЛЧЕНИЕ ЛНР
Весна 2014 года. В юго-восточной части Украины уже шли активные протесты против киевской хунты. Артем Миролюбов (позывной «Копченый») тогда еще не вникал в политические вопросы государства. Он работал учителем в 23-й школе в Большой Вергунке. Вспоминает, как весть о войне звучала из детских уст – это было что-то из ряда вон выходящее.
- Время уже близилось к последнему звонку. Помню, бежит в мою сторону один четвероклассник и кричит: «Артем Юрьевич, Артем Юрьевич! Война началась!». Тогда детвора еще посмеялась над этим, ведь никто не понимал, что происходило. Но война-таки началась. Для всех тогда пришло время принимать решение - оставаться в Луганске или покидать город. Я для себя решил остаться здесь. Здесь жили мои деды, прадеды, я родился на улице Ленина, и город Луганск для меня - это все. Я не мог его покинуть.
Артем, которого никогда ничего не связывало с войной и оружием, решил заняться добровольческой деятельностью и любым способом помочь ополчению.
- Тогда у здания СБУ было много народа. Я попал в батальон «Леший». Искал среди людей тех, кто из Луганска. Уже познакомившись с ребятами, оказалось, что половина из нас – родственники. А мы и не знали друг друга до этого. Война многих объединила.
Реальность ужасала: то к товарищу во двор мина залетит, то в здание снаряд попадет.
Артем хотел быть полезным для ополченцев. Брался за любую подручную работу: оружие чистил, готовил. Рассказывает, что многие луганчане приносили продукты. Все они хранились на складе, выдавались ребятам при выезде на боевые, а то, что оставалось, отправляли в местный зоопарк – ведь животным тоже нужно было питаться.
То горячее лето парень вспоминает с горечью.
- Тогда было страшное время. По городу работали диверсионные группы, опасно было выходить на улицу. Они ездили на гражданских машинах и стреляли по нашему Луганску. Это помимо того, что город и так обстреливался со всех сторон.
КАК РЕЗКО ВСЕ ПОМЕНЯЛОСЬ
Тогда шесть лет назад люди жили своей привычной жизнью и совсем не думали, что в их дома придет война. Артем, абсолютно гражданский человек, играл на 14-ти музыкальных инструментах, велосипедист-экстремал. Его увлечением были походы. Но жизнь внесла свои коррективы и свое хобби пришлось оставить.
- У нас в Луганске существовала велосипедная ассоциация. Много сил потребовалось потратить на то, чтобы сделать свой парк для велосипедистов. Буквально перед войной открыли его. Он был одним из лучших на Украине. К нам даже из Ростова приезжали велосипедисты. Здесь было сделано первое велосипедное сальто. Свое свободное время многая детвора проводила у нас, поэтому ни у кого и в мыслях не было ломать памятники. Да, начало было яркое, модное, но все кануло с наступлением 2014-го года. Я выпустил детей, и с мая началась для меня совсем другая жизнь. Вы не представляете, каково было мое удивление, когда у здания СБУ я встретил мальчика и девочку – моих выпускников. Говорю: «Что вы здесь делаете? Как вы здесь оказались?». А они мне: «Да как, нужно же Родину защищать!». Меня это просто убило, но гордость переполняла – не зря воспитывали! Они прошли через многое, и по сей день живут вместе. И таких историй очень много на самом деле.
Работая на кухне, Артем познакомился с женщиной, с которой до сих пор общается. Говорит, что она очень сильно помогла ему в жизни.
- Тогда все друг другу старались помочь. У меня дядька жил в Камброде, и я не знал, что с ним – связи уже не было. Переживал, что ему есть нечего. Обстрелы происходили уже серьезные и регулярные. Моя новая знакомая собрала пакет с продуктами, а обычные ребята – ополченцы, рискуя собой, отвезли его дядьке. Никто не понимал, что будет с нами дальше, но, тем не менее, все были дружны. Помню, однажды мы, повара, проснулись – а в здании СБУ никого нет. Гарь, копоть вокруг, и спросить не у кого, что происходит. Вот это незнание происходящего пугало больше всего. Ты не знаешь, вернуться пацаны или нет. Я помню это чувство радости, когда ребята вернулись – слава Богу! Это я уже после от них узнал, что украинские войска предприняли попытку прорыва в Луганск. Но наши пацаны не дали им зайти в город – отстояли его.
НЕ ВСЕ УКРАИНЦЫ ХОТЕЛИ ВОЕВАТЬ
Артем рассказал нам, как один его товарищ ехал в Луганск со стороны города Счастье (через с. Желтое). Он тоже был походником, а все походники носили с собой рации. Так вот этот товарищ забыл ее выложить.
- Проезжал он через украинский блокпост, но военнослужащий не стал интересоваться откуда рация, а кинул ему бумажку и пожелал счастливого пути. В той записке было написано: «Позвоните моей маме и скажите, что я нахожусь там, где Вы меня видели». Знакомый мой позвонил и сказал то, о чем попросил украинский солдат. Но мать ему не поверила. Сказала, что он служит по контракту совершенно в другом месте, и его нет на Донбассе. У нее даже сердце не дрогнуло за своего сына.
В бывшее здание СБУ ополченцы приводили пленных ВСУшников, но их никто не трогал, никто не бил. Это были «срочники», которым было по 18-19 лет. Они жили с нами и смотрели на все происходящее. Их возили по городу, показывали, во что его превратила украинская армия. А потом ополченцы связывались с их родителями и те приезжали за ними.
Один военнослужащий рассказывал мне, что пошел за хлебом, а его схватили и принудительно посадили в вагон. Высадили уже в районе Донецка и дали в руки автомат. В итоге автомат он бросил и каким-то чудом полями добрался до нас. Были и такие, которые переходили на нашу сторону, оставались воевать против украинской хунты. И достойно воевали.
КОГДА ВОЮЕШЬ ПО ПРИЗВАНИЮ
Артем Миролюбов считает, что военный человек – это призвание. Но на защиту земли Донбасса становились не только по призванию, еще и по зову сердца. Приезжали добровольцы и из соседних стран – также по зову сердца – на помощь русскому населению Донбасса, которое украинская армия целенаправленно уничтожала.
- Был среди нас Гаврила. Родом он оттуда, где вечная мерзлота. Дома остались жена и семеро детей. Спрашиваю: «Что ты здесь забыл?» А он сказал, что у него в каком-то колене дед из Донбасса, шахтером был. Говорил: «Я приехал, пацаны, вам помочь». Однажды он поехал навестить семью. «Съезжу, - говорит, - заодно и подарков вам привезу». Мы его потом встречали, я удивился - на нем шапка метровая была, шуба из меха ценной породы и два мешка рыбы. Оказывается, у них на родине считается, что чем больше шапка, тем богаче человек. Ни по машинам, ни по чему-то другому, а именно по шапке определяли состоятельность человека. Раздарил нам свои подарки. Добрый был Гаврила, сразу видно, что корни из Донбасса. К сожалению, его уже нет с нами. Сколько таких людей-героев, о которых мало кто знает. Они всегда будут жить в наших сердцах.
Даже когда начались серьезные боевые действия, еще не до всех луганчан приходило осознание происходящего. Люди выходили из домов и попадали под обстрелы. Именно из-за того, что мало кто осознавал, что к нам пришла война, и было очень много жертв.
- Я на всю жизнь запомню ту девочку, которая сидела на остановке в поселке Юбилейное. Видимо она ждала автобус, но погибла на месте от осколка снаряда. Ей было лет 11–12. За что? Люди ничего не понимали.
Однажды мы приехали к человеку, жившему в районе ул. Чапаева. К нему в огород попал неразорвавшийся снаряд. Пенсионер бил по нему отбойным молотком, не понимая, что происходит. А ведь он мог бы и сдетонировать. Люди не верили своим глазам.
Напротив ресторана «Апсны» жил Валентин Степанович, царство небесное. Вторую мировую войну прошел, награды имеет, луганчанин,
врач. Легендарный человек. Мы приехали эвакуировать его. Говорим, что война началась. А он: «Какая война? Вы что? Как это так?». У него вся грудь в орденах, а в тот момент ничего понять не мог.
Большое спасибо тем ребятам, которые под обстрелами эвакуировали людей – спасали им жизни, вывозили в Россию в лагеря для беженцев. Они настоящие герои!
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
Артем вспоминает то страшное время с глубокой болью в сердце. Ведь не все наши ребята возвращались с боевых. Их лица то и дело всплывают в его памяти, как будто вчера все это было, но прошло уже 6 лет с тех пор.
- Я много знаю таких пацанов, которые говорят, что служить будут в Народной Милиции до тех пор, пока этой войне не придет конец. Это настоящий патриотизм! Защищать нашу землю шли настоящие герои! Тогда не было лжи, алчности, не было злости, все были добрые, а главное – вместе за одно!
Я, например, никогда не увлекался политикой. Меня всегда больше интересовала история родного края. Много литературы по этому поводу прочитал. В Стаханове шикарные карстовые пещеры, которые известны еще с 60-х годов, у нас много красивых исторических мест.
Думаю, что когда война закончится, я снова вернусь к мирной профессии, к преподавательской деятельности. Ведь дети – это наши зернышки. То, что мы в них заложим с детства, такими они и вырастут. Мне бы хотелось работать с детьми в сфере патриотического воспитания. Возможно это будет кадетский корпус.
На сегодняшний день Артем в рядах военнослужащих Народной Милиции. Этот выбор он сделал осознанно еще в 2014-м году. Именно из-за своего решения он остался без семьи – они выехали на Украину. Несмотря на это, не жалеет о своем выборе, а сын, он подрастет и сам для себя решит, общаться с отцом или нет.
Война обязательно закончится! И Артем сможет передавать свои знания юным девчонкам и мальчишкам, которые невольно стали свидетелями преступлений украинской армии. Они как никто другой заслуживают светлого будущего. Будущего без войны! И оно обязательно настанет!
Ника Стоцкая