16+
Адресг. Луганск
кв. Еременко, 7
E-Maillifelug@luganmedia.ru
  • 16:41 – В Луганской молодежной библиотеке обсудили правовую поддержку участников СВО и членов их семей
  • 14:31 – В столице ЛНР восстанавливают очередной сквер
  • 16:21 – Ветераны СВО провели для детей урок мужества
  • 17:14 – В Луганске прошло заседание совета при Главе ЛНР по взаимодействию с «Движением Первых»
  • 15:01 – В Луганске открылась выставка, посвященная операции «Поток»

К чему стремится сама душа

К чему стремится сама душа
Золотистые струны, напоминающие лучи солнца… Изящная рама, украшенная резьбой и орнаментом – как крыло огромной бабочки. Благородный звук и мягкий серебристый тембр… Неудивительно, что именно арфу считают самым красивым и поэтичным музыкальным инструментом. 
Лев Толстой однажды сравнил музыку со стенографией чувств. Арфа же похожа, скорее, на струны женской души, которые могут заставить плакать и смеяться, наполняют душу гармонией и очищают ее, вознося к самым небесам.
Сложно представить академический симфонический оркестр без этого выразительного инструмента: большинство композиторов включают арфу в свои сочинения как аккомпанирующий инструмент, а иногда поручают ей эффектные соло. По словам арфистки Натальи Дячук-Ставицкой, выступающей в составе симфонического коллектива Луганской филармонии без малого вот уже 55 лет, ее любимый инструмент звучит практически в каждом концерте оркестра. 
ПЕРВЫЕ ШАГИ
- Буквально «с коляски» я полюбила оперный театр, - начала свой рассказ Наталья Афанасьевна. - Мама служила во Львовском театре оперы и балета балериной, отец - трубач в этом театре. Во время войны папа погиб. Бабушек и дедушек не было, поэтому мама брала меня с собой на все репетиции, мастер-классы, так что я выросла за кулисами. Сцена и публика стали родными – ребенком я уже играла в постановках, например, в спектакле «Запорожец за Дунаем» моей была роль мальчика-турчонка.
Еще в дошкольном возрасте Наташа знала наизусть весь оперно-балетный репертуар, поэтому кроме как в музыке или на театральном поприще себя нигде не видела.
Способного ребенка заметила арфистка и пригласила к себе на занятие. Так Наташа поступила в школу для одаренных детей при Львовской консерватории, потом окончила и сам вуз. Учеба давалась легко - повышенная стипендия, график свободного посещения занятий.
- Нет, никогда я не испытывала жажды славы или лидерства, но всегда стремилась к совершенству, - уточняет Наталья Афанасьевна.
СЧАСТЛИВЫЕ ПАРТИИ
Как хорошему актеру надлежит искусно играть тот образ, который ему отводит драматург, так и нашей героине предстояло достойно сыграть роль, назначенную ей судьбой. Вернее, две роли, две главные партии. 
В 12 лет Наташа примет для себя судьбоносное решение - поступит на учебу в специализированную общеобразовательную школу для одаренных детей при Львовской консерватории. И этот профессиональный путь окажется единственно верным. 
- Обучение на арфе начинают не совсем в юном возрасте, поскольку в прямом смысле до инструмента еще надо дорасти! Ноги исполнителя должны доставать до педалей. Но этому предшествовал факультативный класс «фортепиано», поскольку ноты для этих инструментов одинаковы. Вообще, арфу называют «стриптизом фортепиано» - если рояль поставить на бок и снять с него все облачение, оставив лишь струны, получится та же арфа.
А в 14 лет девушка еще раз сделает жизненный выбор и останется также верной ему до конца. Вообще, о счастье, а в особенности о женском счастье можно рассуждать бесконечно, поскольку оно - извечная тайна жизни. Сама же Наталья Афанасьевна считает, что такая удача – это награда на жизненной дороге и то, к чему стремится сама душа.
- Мы учились со Львом в одной школе для одаренных детей, - рассказывает Наталья Афанасьевна удивительную историю знакомства с будущим мужем Львом Дячук-Ставицким. - Он был старше меня на 2 года, и учился в школе с 6 лет на пианиста. Однажды нас с ним вместе выгнали со школьного праздника из-за внешнего вида - у него были слишком узкие брюки, у меня - короткая юбка. Мы пошли в парк и начали с горя целоваться. С тех пор мы с ним не расставались. Уже тогда мне говорили, что я не ошиблась в выборе - Лев с радостью переносил мою арфу, которая весит 35 кг, из класса в класс.
Выпустились из школы влюбленные одновременно: Лев по болезни взял академотпуск, а Наташа сдала экзамены за выпускной курс экстерном.
- Наш союз - это был очень счастливый симбиоз, - вспоминает Наталья Афанасьевна. - Начиная с юного возраста, мы воспитывались в одной среде. До официального замужества встречались 5 лет и 55 - прожили в браке. Наша творческая жизнь была насыщена гастролями, и мы не успевали друг другу надоесть. А когда встречались – жадно делились своими переживаниями, впечатлениями, обсуждали репетиции и концерты, обогащали друг друга во всем. Вообще, на все мы смотрели одинаково.
Лев Михайлович был потрясающим музыкантом, заслуженный артист, доцент Луганского педуниверситета, работал с народной артисткой Джульеттой Якубович. К сожалению, в 2013году жизнь его оборвалась. Мгновенно… С тех пор его инструмент дома безмолвствует, а мне невыразимо тяжело слушать фортепианную музыку.
ВЕСЬ МИР В ОКОШКЕ АВТОБУСА
В Луганске я оказалась по направлению как молодой специалист  - в филармонии освободилось место. Муж приехал со мной.
В академическом симфоническом оркестре я принимала участие в концертах как солистка, играла оркестровые партии как инструменталист - аккомпанировала скрипачу, вокалисту.
С начала второго тысячелетия для академического симфонического оркестра Луганской филармонии начался интересный период, насыщенный гастролями. Это было время плодотворного сотрудничества с дирижером из Италии Франческом Ледда. Мы записывали музыку, выступали на фестивалях и конкурсах, гастролировали в разных городах Сицилии - было очень увлекательно! Коллектив обязательно приезжал в Италию на рождественские праздники и летом. Это были тяжёлые, но сказочные времена! Бесконечные поездки, вечерние программы, начинающиеся с 9 часов вечера (плюс два часа разницы во времени). Итальянская публика принимала нас очень горячо!
Позже начался гастрольный период с австрийским композитором и дирижером Куртом Шмидтом. Луганский оркестр очень понравился маэстро, и он с нами долго и плодотворно работал – мы много записали музыки к кино, театральным постановкам. Шмидт возил нас на гастроли в Швейцарию, Австрию, Японию. У нас было очень интересное турне по 10 странам Европы – объездили Скандинавию, Германию, Польшу, Францию, Данию, Швецию, Норвегию… Впрочем, все страны мы видели из окошка автобуса. Вечером приезжаешь в новый город – репетиция, концерт, а утром – снова в автобус и следующий город за 500–700 км. Очень впечатлила поездка в Китай в 2012 году. Мы летели туда 5 часов. И выступали в составе итальянского оркестра – с нами было 6 итальянских вокалистов, дирижёр и скрипач. У нас были самые лучшие концертные залы, лучшие гостиницы… 
Надо отметить, что за границей профессия музыканта считается престижной, поэтому там очень трепетно относятся к классической музыке, людям искусства. Может быть в силу того, что учиться музыке у них - весьма дорогое удовольствие, и считается, что этим видом творчества может заниматься либо очень талантливый, либо очень богатый человек. Мы пересекались с разными оркестрами – берлинским, венским. Отмечу, что уровень наших музыкантов совсем не уступает, а порой даже выше!
ИСКУССТВО ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ
В конце прошлого тысячелетия арфу причисляли к аристократическим пристрастиям. Музицированием на этом инструменте увлекались при дворе и в купеческих домах, ее звуки наполняли собой блистательные залы лучших великосветских салонов Петербурга и комнаты провинциальных дворянских усадеб. 
- Арфа – инструмент непростой, - рассказывает Наталья Афанасьевна. - Прежде чем из-под пальцев польется чудесная музыка, их нужно в кровь сбить о струны. Репетировала до кровавых мозолей. У арфы 47 струн, верхние жильные, нижние – металлические, все – толстые и жесткие. Никаких медиаторов или накладок на пальцы для арфы не придумали, поэтому на пальцах не сходят мозоли, бывает даже до крови. Опыт не спасает – если приходится играть долго, кровавые пузыри возвращаются.
Классическая арфа имеет и 7 педалей. Помимо рук, арфистам приходится работать еще и ногами. Педали нужны для смены альтерации (бемоли, диезы, бекары). Это, наверное, один из самых сложных моментов в игре на арфе - успевать вовремя, без лишних звуков и стука переключать педали.
В древние времена арфу считали инструментом, звуки которого слышали только боги, сегодня также это редкий и аристократический инструмент, достойный королевских домов.
- У меня был свой инструмент – ленинградский, - вспоминает с юмором арфистка. - Я так радовалась, когда осуществила мечту! Арфа стояла в комнате и… всем мешала. Играть на ней не было возможности. Муж на своем инструменте повторял свои партии, дочь - тоже пианист - разучивала свои произведения. А репетиция трех музыкантов в одной семье, как вы понимаете, это сумасшедший дом! Наблюдать, как на мою арфу муж… вешает рубашки, это было невозможно выдержать. Теперь мой инструмент служит одаренным детям в музыкальной школе.
И МЫ ДУХОВНО БОГАТЫ
Лето 2014 года. Отпуск на два месяца. А потом звонок от директора нашего симфонического оркестра Татьяны Корецкой – коллектив начинает работать. Я успела вернуться!.. Последним поездом «Киев-Луганск».
Арфа - очень искренний собеседник, она вместе со мной плачет, но больше радуется. Сегодня у нас свой зритель, так много меломанов! Удивительно, именно в эти последние годы в филармонию стало приходить гораздо больше слушателей. Публика любит классическую музыку, люди тянутся к настоящему искусству. К нам начали приезжать гастролеры из Москвы – дирижеры, солисты. Столь высокого уровня не видели при Украине.
Мы не замерли, нас не разбомбили, мы живы и духовно богаты!
Луганская публика воспитанная. Ей можно доверить самое сокровенное, и она поймет. Это, пожалуй, для меня самое ценное. А коллектив музыкантов в оркестре у нас очень хороший, стабильный, слаженный, каждый с удовольствием занимается своим делом, и все работаем на одну общую цель - достичь вершины профессионализма.
- Но ведь у вас такой богатый опыт! Вы же можете все схватывать на лету и виртуозно играть без репетиций! – не сдерживаю восторг от общения.
- Это только кажется. На самом деле, по-прежнему надо сыграть тысячу раз одну и ту же фразу, чтобы на тысячу первый она прозвучала безукоризненно! Музыка – это труд ежедневный.
Секрет успеха каждый разгадывает для себя сам. Для арфистки Натальи Дячук-Ставицкой, по ее признанию, это мир и покой в душе, гармония с самим собой.
Серафима Ковалевская
Мы в соцсетях