Жить под постоянным страхом невыносимо, а именно в такие условия нас поставила Украина. Шесть лет назад жители Донбасса забыли о спокойствии, украинское правительство сделало все, чтобы превратить нашу жизнь в ад.
Для украинских агрессоров нет ничего человеческого, им чужды все моральные ценности. Они не щадят никого: ни женщин, ни детей, ни стариков. Жители прифронтовых территорий, как никто другой, мечтают о нормальной мирной жизни. И сегодня они ложатся спать и просыпаются от звука разрывающихся снарядов. Каждый день для них может стать последним. Постоянные разрушения и лишения стали нормой. Когда же закончится этот беспредел и целенаправленное уничтожение простых людей? Порой кажется, что весь мир закрыл глаза на беззаконие украинских властей и действий ВСУ. Нет, справедливость обязательно восторжествует, и виновные понесут наказание. Обстрел за обстрелом накрывает п. Золотое-5. Жертвы, разрушения – вот та действительность, которая окружает людей. Власти Республики прикладывают максимум усилий, чтобы защитить права людей.
При поддержке общественной организации «Мемориал» жители Золотого-5 записали видеообращения, которые станут очередными свидетельскими показаниями в Международном уголовном суде и Европейском суде по правам человека. Об этом изданию сообщил член правления общественной организации «Мемориал» Сергей Белов:
- Это правозащитная деятельность, реализация общих прав человека. Мы приехали в Золотое-5 для видеофиксации обращений, а если быть точным – свидетельских показаний жителей, пострадавших в результате украинской агрессии. Эти показания в дальнейшем будут в качестве материалов переданы в такие международные инстанции, как Международный уголовный суд и Европейский суд по правам человека.
По словам Белова, на встречу пришли около 30 местных жителей, 10 из которых дали показания.
- Со стороны Украины права нарушаются регулярно, и мы, как правозащитники, стараемся европейскому, мировому сообществу максимально раскрыть данный факт, обратить на него внимание, помочь людям получить справедливую компенсацию и, конечно же, ускорить процесс расследования военных преступлений Украины. Общественная организация «Мемориал» работает непосредственно с пострадавшими. Есть несколько разных уровней работы: иски, которые подаются в Европейский суд по правам человека. Они предполагают компенсацию за причиненный как материальный, так и моральный ущерб. И второй уровень работы – это иски в Международный уголовный суд, который предполагает осуждение лиц, причастных к совершению военных преступлений.
Работа, как подчеркнул Сергей Белов, ведется не первый год, нам помогают российские коллеги, которые имели опыт работы с подобными исками.
- Теперь к тому формату, к формуляру иска, который заполнялся согласно нормативам МУС и ЕСПЧ, мы стараемся записать и видеопоказания людей для того, чтобы дать максимум информации, чтобы было видно человека, который пострадал и, самое главное, мы, насколько это возможно, стараемся делать видео непосредственно там, где произошла та или иная трагедия, - проинформировал общественник, добавив, что благодаря содействию «Мемориала» жители ЛНР вместе с юристами из России составили около 200 исковых формуляров, каждый из которых содержит несколько эпизодов преступлений ВСУ.
Как пояснил общественник, каждый формуляр может содержать в себе несколько разных эпизодов. То есть переданных формуляров около 200, а эпизодов – более 500.
Люди хотят справедливой оценки ситуации, чтобы Международные правозащитные организации увидели все то, что на самом деле происходит на Донбассе. Между тем, Европа продолжает упорно не замечать беззаконие украинской стороны, мало того, в своих оценках и суждениях они опираются на искаженную информацию, предоставленную Украиной.
Добиться правды крайне тяжело, «свою лепту» вносит европейская бюрократия. Неправильно составленный иск даже рассматриваться не будет, и повторно по данному конкретному эпизоду иск больше не принимается.
- Чтобы исключить возможность для европейских, общемировых правозащитных организаций ссылаться на неправильность оформления, работает, в том числе, и наша организация, - уточнил Белов. - В целом мы уже рассказали Европе, и надеемся, что она нас все-таки услышит, о более чем 500 эпизодах. Они должны начать реагировать на происходящее, и надеемся, что, в конце концов, во всех международных отчетах мы увидим информацию, которую передавали.
Что ни день - в прифронтовых поселках, в том числе и Золотом-5, происходит настоящая трагедия.
В двухэтажный жилой дом в центре населенного пункта, где проживал Анатолий Кислица с семьей, попали два реактивных снаряда системы залпового огня (РСЗО) «Град»: один – в основание дома, второй – в квартиру соседей.
- 11 февраля 2015 года, около часа дня, вдруг все как посыпалось! - рассказал житель Золотого-5. - Я сидел на диване с ребенком, жена была на кухне. Ребенка я буквально вытолкнул в коридор от падающих конструкций в комнате; жена отошла к холодильнику, когда со стены сорвало кухонный шкаф. Все чудом остались живы.
Дом пострадал настолько, что всем жильцам пришлось съехать. У семьи Кислицы был только один вариант переезда – в частный сектор у самой линии разграничения.
- Я на самой линии сейчас живу, до украинских позиций метров четыреста, - говорит Анатолий Кислица. - На нашей улице никого больше нет, мы одни. Стреляют каждый день: утром, днем, вечером – когда угодно. Минометами, зушками (зенитная установка калибра 23 мм ЗУ-23-2), пулеметами, гранатометами. Сволочи они, что еще можно сказать, если они даже детей убивают спокойно…
С приходом к власти на Украине президента Владимира Зеленского военная обстановка абсолютно не изменилась.
- До этого Порошенко лупил по нам, теперь – Зеленский, - отметил Кислица.
Юрий Булавко уже два года живет с 79-летним отцом на съемной квартире в центре города. Его домостроение, расположенное на окраине, регулярно обстреливается, превратившись после двух попаданий РСЗО «Град» практически в нежилое. От нервного напряжения мужчина начал лысеть.
- Мы уже терпели-терпели, но после 3 октября 2018 года, когда в наш дом был второй «прилет» «Града», вынуждены были уехать, - подчеркнул он. - Первый раз «Град» к нам «прилетел» 7 декабря 2014 года. Мы ушли, а следом за нами все жители нашей улицы, там сейчас вроде только два человека остались.
Галина Великая, имевшая в довоенный период опыт работы в Луганском энергетическом объединении, сама скручивает поврежденные обстрелами провода линии электропередачи на приграничных улицах.
- Находимся мы от украинской армии в двухстах метрах, обстрелы каждый день как «доброе утро» и «спокойной ночи», - рассказала она. - У всех в поселке стекла в окнах побиты, у всех разбиты крыши. Как жители поселка мы хотим обратиться в международный суд, хочется верить, что это поможет повлиять на Киев, и он перестанет нас убивать.
Просто немыслимо, как такие вопиющие случаи могут умалчиваться и не замечаться? В любом случае, мы добьемся справедливости. Возрастающее количество исков, однозначно, положительно влияет на ситуацию.
С каждым днем закрывать глаза на такой массив информации все тяжелее и тяжелее, апеллировать аргументом, что Украина нам сказала, что было все не так, уже не получится.
- Действительно, нас начинает слышать мировое сообщество, появляется определенная поддержка, - резюмировал Сергей Белов.- Мы очень надеемся, что Европа наконец-то перестанет игнорировать интересы жителей нашей Республики.
Юлия Сомова