В карантинной изоляции написал несколько новелл. Спасибо «Жизни Луганска» за их публикацию. Среди откликов был неожиданный – позвонил одноклассник, ветеран газовой службы В.И. Никоноров. Так родилась эта новелла.
Память. 1946 год. Первое сентября. Школа № 15 перевальской шахты № 9. Мама представляет учительнице робкого сынишку:
- Мой Славчик.
Учительница:
- Славик, шагай по жизни смелее.
Мои родители на шахте, и я пришел сам, гаркнул:
- Имя! Отчество! Фамилия!
Учительница:
- Леня, будь скромнее. Садитесь рядом.
Мы толкнулись плечом, зыркнули исподлобья. Всего лишь бегло, сиюминутно.
Жизнь вскоре разбросала нас по просторам большой страны, и от тех младших классов не было между нами ни малейшей связи.
И вот, спустя семь десятилетий сближаемся в многолюдьи. Как узнать, кто есть кто? Та самая искорка взгляда из детства стрельнула меж седых бровей.
- Славка, ты?!
- Леня! Я!
Фото №1. Мы взяли с собой общие старые фото. Истертые, потемневшие. На портфеле мелом 1«А». Тридцать первоклашек. Столько же в параллельном классе. Послевоенный призыв небольшого поселка.
Позади страсти эвакуации, оккупации, голода, смертей. И как в этом буреломе наши мамки смогли сохранить своих птенцов?! Отцы защитили нас на фронте, мамы в горящем доме уберегли от ста смертей.
И вот на фотке построены мы в три ряда. Не по-детски серьезные лица. Открытые миру глаза. Озорные косички, непокорные чубчики. Простая одежонка. Совсем юная учительница Мария Степановна. Букварь один на всех. Но мы уже научились читать. По фронтовым письмам, да по похоронкам. Детство без детства. Вчера был ликующий 45-й. Дождались! Завтра будет голодуха – 47-й. Переживем! Шахта не даст от голода умереть.
Фотоблок №2. Выпускники, стройотряды. Молодежные бригады. Призывники и дембеля. Свадьбы. Первые звания и знаки отличия. Уже не Толики, Верочки - кто-то уже Иван Петрович, Марь Ванна.
В центре и на флангах – фронтовики. Наши учителя по учебе, работе были солдаты фронта и тыла, познавшие глубинную жизнь.
Но с каждым фотокадром их все меньше. И вот уже звучит от них: «Мы уходим. Помните нас». Вместе с ними ушла в развал великая страна. И снова война междоусобная. Не ждали, не гадали. Не единожды обманутое жизнью поколение.
Победе – 75… Если фронтовику в 45-м было 20-25, сейчас ему под или за сто. Если первоклашке 45-го было 7, теперь ему под или за 80.
Мы с Вячеславом Ивановичем эту черту переступили. Пытаемся определить, сколько же нас осталось из того 1«А». Увы, хватает пальцев одной руки. Мы замыкаем цепь поколений «солдаты войны – дети войны».
Мы тоже уходим… оставаясь в строю. Понимаем: внуки, правнуки, другие дела… И все же, все же… Мы уходим. Помните нас. Пожалуйста, помните.
Алексей Чепурнов