Умелый резчик по дереву способен создавать настоящие шедевры из обыкновенных поленьев и досок. Как человек при помощи всего лишь нескольких резцов создает настоящие шедевры из кусков древесины?
У народного мастера Луганщины, заслуженного мастера народного творчества Республики, члена Творческого Союза «Гильдия мастеров оружейников России» Виктора Кузнецова ответ прост – надо любить свое дело, годами оттачивать мастерство и не терять дар видеть будущую красоту в простом полене. Изделия мастера украшает «волчья лапа» – авторское клеймо Виктора Кузнецова, зарегистрированное в гильдии оружейников.
В эти дни Мастер отметил свой юбилей – 55 лет. Разве не прекрасный повод поговорить с ним о Прекрасном?
КАЗАЧЬЯ КРОВЬ
- «Я художником родился»… - Виктор Федорович, это про Вас?
- Как раз нет. В школе я рисовал отвратительно – на «троячок» еле-еле. Рисунок пошел у меня только лет в 17. А до этого мне было неинтересно.
В 3-м классе заинтересовали меня статьи по народному творчеству в журнале «Юный техник». Сначала увлекся чеканкой, но с материалом были проблемы. Дерево добыть проще. Решил заняться резьбой по дереву. Но инструмент – набор стамесок, стоил аж 13 рублей! И родители поставили условие, что подарят его только, если окончу год с отличием. Пришлось напрячься и получить похвальный лист! Набор этот качественный – сталь хорошая, инструмент эргономичный – до сих пор жив и по наследству перешел.
Первая работа – барельеф, какая-то охотничья композиция. Я ее увеличил по квадратикам, зарисовал. А понятие о дереве было поверхностное. Что нашел, то и взял. Оказалось, сосновая доска. Для резьбы она далеко не лучший вариант, и инструмент точить я еще не умел. В итоге – в кровь изрезанные пальцы…
- Талант достался по наследству?
- Отец станочник, мама крановщица. В нашем роду рисуют двое – мой двоюродный брат и я. Откуда? Прабабушка призналась, что в родне по материнской линии в Керчи жил бабушкин дядька, он преследовался 3-им отделом жандармерии за …подделку банковских билетов. А прадедушка был бондарем – мастером по дереву – мастерил ульи, бочки, сани.
По материнской линии дед – донской казак Тарасовского района Ростовской губернии. А по отцовской линии сложно проследить точную генеалогию, но выяснили, что предки тоже были из пластунов. Похоже, от них и тяга к оружию. На Руси привыкли оружие украшать, не случайно подлинных специалистов оружейного дела называли златокузнецами. Современное художественное оружие перестало быть инструментом войны или охоты, оно стало частью нашей художественной культуры. Оставаясь по всем своим формальным признакам именно оружием, оно развивается уже по законам художественного творчества.
- Какое первое Ваше рукотворное оружие?
- Это началось в «веселые» 90-е… Я тогда работал с отцом на заводе им. Ленина. И там заточник Толик, который делал кухонные ножи, научил слесарить клинки. Остальное – дело техники. Были сначала кухонники, потом охотничьи, потом рембовские – из журнала «Комбат» мы сделали по описанию. Сегодня изготавливаю средне-клинковые. Художественное холодное оружие как произведение декоративно-прикладного искусства воплощает собой идеальный баланс функциональности и эстетики.
Серафима Ковалевская
Полную версию материала читайте в "Жизни Луганска" №28 (1590) от 8 июля 2020 года