Преступления против человечности… До 2014 года такое сочетание слов в Донбассе вряд ли применялось. И уж тем более люди не предполагали, что сами же и станут жертвами зверств украинской армии. Киевским правительством была развязана полномасштабная война с жителями Донбасса, со своим же народом. Продажная власть, исполняя волю заокеанских кукловодов, отдала преступные приказы силовикам. Украинским СМИ твердо поставлена задача – отрицать все преступления украинской армии и нацбатов. В случае чего – ополченцы «сами себя обстреляли».
Увидеть правду собственными глазами и донести ее до всего мира – вот задача тех журналистов, которые в 2014 году находились на территории Луганской и Донецкой Народных Республик. Уехать подальше от эпицентра событий или остаться здесь, выполняя великую миссию сбора и распространения правдивой информации, каждый выбирал для себя.
Русская весна, аресты активистов, захват СБУ, референдум – за всеми этими событиями в Луганске наблюдали не только местные журналисты, но и те, кто прибыл к нам из-за рубежа. Зона конфликта накалялась. Жители Донбасса подверглись широкомасштабному нападению со стороны армии Украины. Термин «преступления против человечности» все чаще стал использоваться в адрес ВСУ, о чем в каждом своем репортаже прямо с передовой и рассказывали всему миру журналисты.
Оксана Чигрина, сегодня - корреспондент газеты «Республика», в 2014 году была сотрудником пресс-службы Главы и Правительства ЛНР. Брифинги, совещания, встречи, быстрые переговоры, обмены контактами - все происходило оперативно.
- Журналисты работали на износ, - рассказывает Оксана. - Именно тогда я и познакомилась с Антоном Волошиным, звукооператором телеканала «Россия 24». Он сначала работал в команде с Сергеем Самохой, а позже вместо Сергея в Луганск прибыл Игорь Корнелюк, который в паре с Антоном Волошиным и Виктором Денисовым (оператор) продолжал вещать о событиях в ЛНР.
- Антон и Игорь очень сопереживали людям, которые остались в своих городах, наотрез отказавшись покидать родную землю, изменять ей, изменять самим себе, - рассказывает Оксана Чигрина. – Для обоих было присуще обостренное чувство справедливости. У них обоих корни украинские. У Антона родня в Алчевске, а Игорь сам из Запорожья. Тем тяжелее было воспринимать реальность.
- Очень талантливые ребята, интересные, яркие. Им бы еще творить и творить… Работали вместе, но были совершенно разными. Игорь Корнелюк даже своим внешним видом в суровых военных условиях выражал противостояние войне. Он всегда был в рубашке и галстуке. Даже бронежилет на нем был песочного цвета, и его практически было не заметно на гражданской одежде. Антон Волошин был как мальчишка. Всегда с улыбкой на лице, здоровался таким протяжным «приве-е-е-т!». Очень любил на гитаре играть. Иногда собирались с коллегами по вечерам, и он пел:
Последний раз сойдемся завтра в рукопашной,
Последний раз России сможем послужить.
А за нее и помереть совсем не страшно,
Хоть каждый все-таки надеется дожить.
Еще немного, еще чуть-чуть,
Последний бой – он трудный самый.
А я в Россию, домой, хочу,
Я так давно не видел маму.
Вечером 16 июня 2014 г. Антон в последний раз исполнил свою любимую песню, а утром отправился «в бой» вместе с Игорем Корнелюком и Виктором Денисовым. Слова из песни для Игоря и Антона стали роковыми. Поверить в это до сих пор сложно…
ПОСЛЕДНИЙ РАЗ СОЙДЕМСЯ ЗАВТРА В РУКОПАШНОЙ
После того как киевские нацбаты оккупировали Счастье, ими была предпринята попытка прорваться в Луганск. Позиции ополченцев находились возле поста ГАИ на въезде в Металлист со стороны Луганска, а также ребята расположились в «зеленке» вдоль трассы Счастье-Луганск. Бойцы карательного батальона «Айдар» в районе Веселой Горы выставили артиллерию, которая била по Металлисту и окраинам Луганска.
- 17 июня в Луганск уже «прилетало», - продолжила Оксана Чигрина. - Мина попала в жилой дом в Верхнем Камброде и, не разорвавшись, застряла в шкафу. Туда, естественно, приехали спасатели. Об этом стало известно коллегам-журналистам, и они поехали делать репортаж. Там были ребята с «Первого канала» и съёмочная группа ВГТРК.
Игорь принял решение ехать в Металлист. В этот день через поселок был объявлен гуманитарный коридор для гражданского населения. Киев пообещал прекратить огонь и позволить местным жителям покинуть зону конфликта. Но как только беженцы двинулись, их начали поливать огнем, и дорога жизни превратилась в дорогу смерти…
Они снимали материал для вечернего выпуска «Вестей». Их задачей было показать, работает ли официальный гуманитарный коридор для вывода беженцев из числа мирных граждан, об открытии которого так много говорил Петр Порошенко.
Около блокпоста сил сопротивления журналисты заметили горящую машину и находившихся возле нее беженцев. Репортеры остановились, чтобы опросить людей. Оператор Виктор Денисов отошел к стоящему поодаль БТР, чтобы снять план - это и спасло ему жизнь.
В следующую минуту начался минометный обстрел по группе, в которой были Игорь Корнелюк и Антон Волошин. Блокпост, на котором находилась съемочная группа ВГТРК, был в видимости украинских силовиков. Перепутать журналистов с местными ополченцами было невозможно. Гражданская одежда, каска и бронежилет с надписью «ТВ», видеокамера и микрофон. Видимо, именно против этого оружия сражались украинские нацбаты. Правда была не выгодна Украине, ее нужно было искоренить. Корректировщик дал наводку бить четко по журналистам.
И даже если предположить, что враг не видел представителей СМИ, то вопрос почему ВСУ стреляли по колонне гражданского населения, покидающего поселок, по гуманитарному коридору, все равно остается открытым.
Мины ложились четко туда, где вели съемку российские журналисты. Они оказались в самом эпицентре взрывов… Корреспондент Игорь Корнелюк был тяжело ранен в грудь. Его отвезли в 7-ю больницу, потом перевезли в реанимацию областной больницы. Врачи самоотверженно боролись за жизнь Игоря, но он умер на операционном столе. Судьба Антона некоторое время была неизвестна. Он считался пропавшим без вести. Еще была надежда, что он мог спастись.
Весть о трагедии быстро разлетелась. Оксана до сих пор с болью вспоминает тот день:
- В тот момент я действовала, как робот, отвечая на телефонные звонки. Казалось, что позвонили все информационные агентства со всей планеты - звонок не успевала сбрасывать, как поступал новый. И всем я говорила одну и ту же фразу: «Реанимационные мероприятия не помогли – Игорь Корнелюк скончался в больнице. Антон Волошин числится пропавшим без вести». Кажется, что эти слова я повторила миллиард раз. Медики периодически отпаивали меня успокоительными, но этого хватало буквально минут на 10-15. От бесконечных звонков начинало снова трясти. Надежда о том, что Антон жив, все-таки была до последнего. Оставалась неизвестна судьба Вити Денисова, но, слава Богу, он оказался жив. Поздно вечером поступило трагическое известие… Тело Антона Волошина опознал единственный выживший член съемочной группы – оператор Виктор Денисов.
В тот день ополченцы смогли отразить все попытки «айдаровцев» дойти до Луганска. Также недалеко от гибели журналистов ополченцы задержали всем известную Надежду Савченко, которая из лесопосадки корректировала огонь по мирным гражданам.
18 июня тела журналистов были отправлены в Российскую Федерацию.
- С ребятами хотели попрощаться все коллеги. Мы пришли, когда гробы уже готовили к транспортировке. Игорь был в новом костюме. Останки тела Антона поместили в гроб в пакете, который был в два раза меньше человеческого роста. Я смотрела за всем, что происходит, и не могла пошевелиться. Помню, как санитарка закричала: «Девочка, отвернись!», а я стояла, как вкопанная.
КОГДА НЕ ЗНАЕШЬ, КАКИЕ ПОДОБРАТЬ СЛОВА
Ирине Волошиной, матери Антона, кто-то дал номер телефона Оксаны Чигриной. Мама парня ей ни один раз звонила. Оксана говорит, что сердце разрывалось на части от того, что не можешь подобрать нужные слова. Мать просила, чтобы еще раз осмотрели место происшествия, вдруг Антон спасся, предполагала, что он мог потерять память или быть без сознания. Женщина хваталась за каждую свою мысль, как за соломинку.
- Она мне рассказывала, что Антон ей снится каждую ночь. И только когда сделали генетическую экспертизу, мать признала гибель сына.
Указом Президента Российской Федерации Игорь Корнелюк и Антон Волошин награждены орденами Мужества посмертно. С воинскими почестями Антон был похоронен на Троекуровском кладбище рядом с Игорем Корнелюком. Вместе - как и на передовой.
- Многим, возможно, кажется, что мы, журналисты, люди циничные, но на самом деле это не так. Антона, Игоря и выжившего, к счастью, Виктора Денисова, несмотря на их разницу в возрасте, объединяло то, что они были сотканы из миллиардов тончайших ниточек чувств, эмоций, небезразличия. Они, как свою, воспринимали боль абсолютно незнакомых им людей, которые живут на Луганщине и в Донетчине. И они не гнались за сенсациями, они просто показывали правду, как она есть. Ценой своей жизни…
Ника Стоцкая
Антон Волошин родился в Москве 16 августа 1987 г. В 2004 г. окончил Химкинский лицей № 11. Был капитаном химкинской команды КВН «Свои люди», принимал участие в фестивалях КВН в Анапе и Сочи. Поступил в Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», работал звукорежиссёром в муниципальном учреждении «Молодежный центр «Восход» г. Химки Московской области. С мая 2013 г. - звукорежиссёром на ВГТРК.
Игорь Корнелюк родился 9 мая1977 г. в Запорожье, там и прошло его детство. Позже учился в городе МуравленкоЯмало-Ненецкого автономного округа. В возрасте 18 лет начал свою профессиональную деятельность на телевидении в г. Муравленко в должности техника-специалиста по выпуску программ в эфир ИТА «Аспект». Затем стал режиссёром. Увлекался фотографией. Корреспондентом работал с 1997 г. С 1998 работал в ОГТРК «Ямал-Регион» (г. Салехард), затем - в филиале ГТРК «Ямал», где прошел путь от специального корреспондента до заместителя начальника службы информационных программ. В октябре 2013 г. возглавил корпункт ВГТРК в Мурманске. 1 июня 2014 г. был направлен в командировку на Донбасс.