Весна 2014-го для каждого жителя Республики насыщена памятными датами. Апрель-месяц – не исключение. 6 лет назад в центре Луганска проводились мирные митинги, которые были направлены на то, чтобы Киев, наконец-то, услышал народ Донбасса! А люди требовали лишь одно – оставить за ними право разговаривать на родном русском языке.
Именно за русский язык граждан Украины гнобили, избивали, называли сепаратистами. Власть не хотела разговаривать с народом, волеизъявление которого так и не было принято государством. А усиленное насаждение украинского языка в итоге привело к вспышкам противостояния.
Вспомним… В будние дни жители Луганской области, по обыкновению, работали, а по выходным собирались в центре Луганска. В парке около Пилона Славы устраивались митинги против нелегитимной власти Украины, а через дорогу - у памятника Тараса Шевченко - было сборище приверженцев Майдана. Митингующие у Пилона, костяк которых состоял из десантников Луганщины, в политические дебаты и разборки не вступали. Глядя на то, что происходило в Киеве на Майдане, в других украинских городах, где проходили аресты русскоязычного населения, луганчане мечтали о том, чтобы судьба их решилась тем же образом, как у крымчан.
Вскоре появилась информация, что в Луганск заедет «Правый сектор» для усмирения несогласных. Но такие известия не напугали наших земляков, и на митинги стало собираться еще больше людей.
Председатель общественной организации «Союз десантников Луганщины» Александр Балабин поделился с нами своими воспоминаниями о том судьбоносном для жителей Республики дне – 6 апреля 2014 года.
- Александр, как получилось, что митингующие в центре Луганска пошли на штурм здания СБУ?
- Основной причиной штурма стала новость об аресте четверых наших активистов. Если бы их арестовали в понедельник - естественно, сразу увезли бы в Киев и, наверное, никакого бы штурма не было. А так как это произошло в пятницу, и ребят, по нашей информации, еще держали в здании СБУ, то нами было принято решение - добиться их освобождения.
- Кто поддержал вашу инициативу?
- Нас сразу же поддержали казаки. Мы обошли Памятник Шевченко, подошли к памятнику Ленина на Театральной площади, постояли там. К нам подошло очень много горожан. Потом прошли по улице Коцюбинского до 16-й Линии и поднялись на Оборонную. Народ выходил из своих дворов и присоединялся к нам. По итогу образовалась многотысячная колона.
- Что было потом, когда вы подошли к зданию?
- Здание СБУ было оцеплено молодыми ребятами из МВД. Скорее всего, это были срочники. Они нам не препятствовали. Требование у нас было одно, чтобы освободили наших активистов. Милиция говорила, что они к их аресту не имеют никакого отношения. Потом из СБУ, кто0то вышел и сказал, что нашу просьбу передадут. Так продолжалось несколько часов, пока представители СБУ не сказали, что в здании нет задержанных. Людей это начало выводить из себя. Милицейский кордон без усилий был отодвинут в сторону. Естественно, двери СБУ были закрыты. Народ начал бросать камни, палки, все, что можно было найти под ногами. На первом этаже посыпались стекла.
- Сотрудники СБУ оказывали вам сопротивление?
- Они поливали нас водой из гидранта, а потом поджигали дымовые шашки. Это, конечно же, народ не остановило. Были захвачены два первых этажа. Стрельбу в нашу сторону они не открывали. После захвата двух этажей, ситуация сразу поменялась, и арестованных активистов привели.
Я дождался их освобождения и пошел домой. Считал, что миссия выполнена. Никто не думал, что здание будет захвачено полностью. Мы думали, что в понедельник полиция будет ездить по адресам нашим, потому что все это было зафиксировано на видео – везде стояли камеры. Да и много людей все это снимали на телефоны – по интернету быстро информация распространилась.
Часть людей, которые зашли в здание, так и остались там. Остальная часть охраняла его по периметру, я в том числе. Обстановка была сложная тогда. Еще в марте группа украинских десантников проехала по объездной дороге за Луганском и заняла аэропорт. Также поступила информация, что в Луганск на автобусах завезут националистов. Ситуация была вполне ожидаема. Появились первые баррикады, в парке напротив был разбит палаточный городок. Людей прибавлялось с каждым днем. Они после работы шли на баррикады, приезжали с разных городов и сел области. Днем и ночью караулили здание, чтобы предотвратить его штурм.
- В СБУ было много оружия. Вам известно, как оно туда попало?
- Да, те, кто вошел в здание, обнаружили склад оружия. По моему мнению, здание готовили слить заранее, но не нам. Оружие туда было свезено не просто так. За месяц или даже за полтора до наших событий в Ивано-Франковске, во Львове здание СБУ штурмовал «Правый сектор». Мне кажется, что в луганское СБУ оружие специально завезли, чтобы "Правый сектор" его захватил. Я вижу это именно так. Потому что свезти оружие в одно место и не охранять его достойно - по меньшей мере, очень странно. Вот так и получилось, что оружие оказалось в руках у протестующих.
Тогда, 6 лет назад, был сделан первый шаг в сторону справедливости. Первый смелый шаг к определению своего будущего. Уже через несколько месяцев после этого события от украинской власти на земле Луганщины не осталось и следа. Сегодня мы спокойно можем говорить на русском, и это наш государственный язык! Мы сохранили свою культуру, историю наших предков, мы сохранили свое право на жизнь, а значит – мы победили!
Ника Стоцкая