16+
Адресг. Луганск
кв. Еременко, 7
E-Maillifelug@luganmedia.ru
  • 09:18 – Поздравление Леонида Пасечника с Днем матери
  • 18:44 – В Луганске состоялся конкурс «Мисс особенная мама»
  • 11:57 – В Луганской молодежной библиотеке состоялся брейн-ринг «Закон вокруг нас»
  • 09:39 – В Луганском Доме молодежи прошел кастинг для участия в конкурсе красоты «Краса Донбасса»
  • 15:58 – Луганская литейка запустит новый вид производства

Всю жизнь «купался в науке»

Всю жизнь «купался в науке»
… С надеждой я обращаюсь к студентам,
Нашему будущему, интеллигентам:
«В развитии вашем дорога открыта.
Вы - наша опора! Вы - наша элита!»
И меньше ненужных вам в жизни огрехов!
Дерзайте в науке, считайте, чертите,
На уровне знаний высоких творите!.. 
Профессор Юрий Куликов 
Если следовать данным заветам, высокие достижения в области науки нашей молодежи обеспечены. Опытным путем эту догму установил заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук, профессор кафедры «Двигатели внутреннего сгорания и теплотехники» Луганского национального университета им. В. Даля Юрий Куликов. Далеко за пределами нашей Родины известны заслуги и ноу-хау Юрия Андреевича. На его счету более 300 научных трудов, 15 книг и свыше 100 изобретений и патентов. Монографии Куликова широко используются в нашей стране и за рубежом. Предмет особой гордости ученого – монография «Системы охлаждения силовых установок тепловозов», изданная в конце 80-х и ставшая учебным пособием для студентов профильных вузов стран СНГ и настольной книгой для специалистов-локомотивостроителей. 
Ученикам успешного рационализатора выпал счастливый билет – их прославленным наставником стал человек, всю жизнь «купавшийся в науке». То, что ученье – свет, а неученье – тьма, маленькому Юре растолковала мама. Родился Юрий Куликов в 1933 году в Ленинграде. Самая беззаботная пора пришлась на годы беспощадной войны, особо не до игрушек было, быстро настала взрослая жизнь.
Страсть к науке у нашего земляка наследственная. В свое время его отец, Андрей Васильевич, окончил военную академию, получил звание капитан. И был отправлен служить при атташе во Францию, где изучал артиллерию и хотел стать ученым в области баллистики, но судьба-проказница смешала карты. Мечту отца заниматься научной деятельностью сполна воплотил сын, поступивший в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана. В 1956 году Юрия посылают на производственную практику на Луганский тепловозостроительный завод им. Октябрьской революции.
По окончании учебы Юрия Андреевича направляют во Всесоюзный научно-исследовательский тепловозный институт (ВНИТИ) г. Коломна Московской области, где он принимал непосредственное участие в испытаниях и доводке тепловозов ТЭ3, 2ТЭ10Л и ТЭП60. На основе теоретических и экспериментальных исследований Куликов оптимизировал параметры поверхности теплообмена радиаторов и разработал методику теплового и аэродинамического расчетов охлаждающих устройств дизелей тепловозов, внедрил в серийное производство Луганского тепловозостроительного завода секции радиаторов повышенной эффективности.
С 1964 года в Луганском филиале ВНИТИ Юрий Андреевич руководил работами по созданию, испытанию и доводке систем охлаждения, вентиляции и обогрева тепловозов. Тогда же им разработаны основы теории расчета и проектирования охлаждающих устройств теплоэнергетических установок локомотивов, которые позволили создать новые конструкции систем охлаждения и вентиляции для мощностного ряда магистральных грузовых и пассажирских тепловозов большой секционной мощности (3ТЭ10М, 2ТЭ121, ТЭП70, 2ТЭ136, ТЭП75). 
Будучи уже известным научным деятелем, Юрий Андреевич вспоминал о своей давнишней «привязанности» к подвижным составам. Его первый рисунок -  портрет И.В. Сталина и паровоз «Иосиф Сталин».
- В результате я стал паровозником, портреты же рисую и по сей день, - описывает символичный эпизод Юрий Андреевич.
В 1972 году Куликов создает в Луганском ВНИТИ научную школу, занимавшуюся новыми разработками в области энергетики локомотивов. Через 6 лет он успешно защищает диссертацию на соискание степени доктора технических наук в Московском институте инженеров и транспорта. Знания должны передаваться из рук в руки: с 1980-го года в карьере Юрия Куликова новый виток - он становится преподавателем Ворошиловградского машиностроительного института. По инициативе Юрия Андреевича на базе Луганского машиностроительного института была создана центральная секция по локомотивостроению научно-технического общества машиностроителей страны.
Регалий известного ученого не перечесть: в 1992 году он избран академиком Транспортной Академии Украины, а в 1993 году – академиком академии транспорта Российской Федерации. За большой вклад в развитие науки Куликов награжден Почётной грамотой Президиума Совета научно-технического общества СССР, знаком «За активную работу в НТО», медалью «Изобретатель СССР» и занесен в книгу почета производственного объединения «Луганский тепловозостроительный завод». И это мы перечислили лишь малую толику званий почётного профессора университета имени Владимира Даля.
Что двигает наукой? Спорный вопрос. Весомая доля прогресса, по мнению Юрия Андреевича, в занятиях спортом. С самого детства он увлекался волейболом, легкой атлетикой. И везде, где ему доводилось жить и бывать по роду службы, обязательно записывался в волейбольную команду: Георгиевск, Пекин, Москва, Луганск, Коломна. 
Дело ученого продолжают его ученики. Юрий Андреевич радеет за научный потенциал Луганской Народной Республики и верит в его большое будущее!
Анна Костина, Юлия Сомова
Мы в соцсетях