Нет, наверное, на территории нашей Республики такой семьи, судьбы которой не коснулась Великая Отечественная война. Наши деды и прадеды бились до последнего, отстаивали каждый сантиметр нашего Отечества, отдавали свои бесценные жизни за наше спокойствие и мир. Но с каждым годом ветеранов становится все меньше и живая память о войне, основанная на личных воспоминаниях участников событий, исчезает.
В целях сохранения исторической памяти в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2020-й Годом памяти и славы. Стремление сохранить уходящую память о войне – это государственная задача, реализуемая сегодня и представителями власти Республики.
Предлагаем вам воспоминания ветерана Великой Отечественной войны, нашего земляка Григория Пономаренко, который в 17 лет ушел на фронт приближать Великую Победу для себя и для всего мира.
Григорий Семенович воевал на 2-м Белорусском фронте, освобождал Мариуполь, Севастополь, Барановичи, Белосток и Варшаву. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За мужество», «За освобождение Варшавы», «За взятие Кёнигсберга».
БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ
Родился наш герой в селе Курячевка Белокуракинского района. В семье его родителей Семена Алексеевича и Анисии Харитоновны было 12 детей, и только двое из них – мальчишки. Григорий, самый младший ребенок, родился 25 марта 1926 года.
В 1933 году Семен Пономаренко, спасаясь от голода, вывез свою большую семью в Курскую область. Нашлось для них и подходящее жилье - пустующий деревенский дом. Григорий Семенович с улыбкой вспоминает, как поначалу местные жители дивились украинской речи новоселов:
- Бывало, обступят меня на улице и начинают пытать: «А как это называется? А как то?» «Цеберка» - называю ведро, а они хохочут и поощряют меня кусочком хлеба.
Отец, брат и сестры Григория работали в совхозе, в котором выращивали сахарную свеклу, за труд работники получали натурой – дома всегда стоял мешок сахара. Григорий Семенович помнит, что отец возил на лошади буряки с поля в центр. Мама не работала, дома пряла, на верстаке ткала полотно, шила одежду.
Пошел мальчик в российскую школу, учился на «отлично». Деревенские дети тогда обувались в лапти, пытался их носить и Григорий.
- Зимой поскользнусь на льду и… выскочила нога из лаптя. Иду на портянке, а народ смеется: «Смотри! Чунь-чунь сбил!» Отец понял, что мне трудно и достал ботинки.
- Недалеко от дома был большой панский сад, там всегда много грачей, - продолжает рассказ Григорий Семенович. - Утром перед школой залезу на дерево, аж на самую верхушку, и собираю из гнезд грачиные яйца. Сложу их за пазуху, принесу домой, мама нажарит яичницы. Наелся и – в школу! Так и переживали голод.
В 1937 году семья Пономаренко вернулась в Курячевку.
- Теперь в школе меня дразнили «кацапом», - вспоминает Григорий Семенович. – Пришлось вспоминать украинскую мову: «Зошит? А что это?» «А-а-а! – смеялись одноклассники. - Кацап!»
Когда через село стали прокладывать железную дорогу Родаково-Валуйки, семья Григория устроилась работать железнодорожниками.
- На предприятии за труд платили деньгами, в отличие от колхозников – у них трудодень отмечался палочкой, за нее выдавали пшеницу. А я мог даже конфет купить! – в голосе Григория Семеновича звучат гордые нотки. Приятно вспоминать детство, каким бы безрадостным оно ни казалось со стороны.
Серафима Ковалевская
Полную версию материала читайте в "Жизни Луганска" №8 (1570) от 19 февраля 2020 года