16+
Адресг. Луганск
кв. Еременко, 7
E-Maillifelug@luganmedia.ru
  • 18:44 – В Луганске состоялся конкурс «Мисс особенная мама»
  • 11:57 – В Луганской молодежной библиотеке состоялся брейн-ринг «Закон вокруг нас»
  • 09:39 – В Луганском Доме молодежи прошел кастинг для участия в конкурсе красоты «Краса Донбасса»
  • 15:58 – Луганская литейка запустит новый вид производства
  • 09:33 – Поздравление Леонида Пасечника с Днем работника автомобильного и городского пассажирского транспорта

«…Пел соловей, еще не зная, что он поет не на войне!»

«…Пел соловей, еще не зная, что он поет не на войне!»
Нет, наверное, на территории нашей Республики такой семьи, судьбы которой не коснулась Великая Отечественная война. Наши деды и прадеды бились до последнего, отстаивали каждый сантиметр нашего Отечества, отдавали свои бесценные жизни за наше спокойствие и мир. Но с каждым годом ветеранов становится все меньше и живая память о войне, основанная на личных воспоминаниях участников событий, исчезает. 
В целях сохранения исторической памяти в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2020-й Годом памяти и славы. Стремление сохранить уходящую память о войне – это государственная задача, реализуемая сегодня и представителями власти Республики.
Предлагаем вам воспоминания ветерана Великой Отечественной войны, нашего земляка Григория Пономаренко, который в 17 лет ушел на фронт приближать Великую Победу для себя и для всего мира.
Григорий Семенович воевал на 2-м Белорусском фронте, освобождал Мариуполь, Севастополь, Барановичи, Белосток и Варшаву. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За мужество», «За освобождение Варшавы», «За взятие Кёнигсберга».
БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ
Родился наш герой в селе Курячевка Белокуракинского района. В семье его родителей Семена Алексеевича и Анисии Харитоновны было 12 детей, и только двое из них – мальчишки. Григорий, самый младший ребенок, родился 25 марта 1926 года. 
В 1933 году Семен Пономаренко, спасаясь от голода, вывез свою большую семью в Курскую область. Нашлось для них и подходящее жилье - пустующий деревенский дом. Григорий Семенович с улыбкой вспоминает, как поначалу местные жители дивились украинской речи новоселов:
- Бывало, обступят меня на улице и начинают пытать: «А как это называется? А как то?» «Цеберка» - называю ведро, а они хохочут и поощряют меня кусочком хлеба. 
Отец, брат и сестры Григория работали в совхозе, в котором  выращивали сахарную свеклу, за труд работники получали натурой – дома всегда стоял мешок сахара. Григорий Семенович помнит, что отец возил на лошади буряки с поля в центр. Мама не работала, дома пряла, на верстаке ткала полотно, шила одежду. 
Пошел мальчик в российскую школу, учился на «отлично». Деревенские дети тогда обувались в лапти, пытался их носить и Григорий.
- Зимой поскользнусь на льду и… выскочила нога из лаптя. Иду на портянке, а народ смеется: «Смотри! Чунь-чунь сбил!» Отец понял, что мне трудно и достал ботинки. 
- Недалеко от дома был большой панский сад, там всегда много грачей, - продолжает рассказ Григорий Семенович. - Утром перед школой залезу на дерево, аж на самую верхушку, и собираю из гнезд грачиные яйца. Сложу их за пазуху, принесу домой, мама нажарит яичницы. Наелся и – в школу! Так и переживали голод.
В 1937 году семья Пономаренко вернулась в Курячевку. 
- Теперь в школе меня дразнили «кацапом», - вспоминает Григорий Семенович. – Пришлось вспоминать украинскую мову: «Зошит? А что это?» «А-а-а! – смеялись одноклассники. - Кацап!»
Когда через село стали прокладывать железную дорогу Родаково-Валуйки, семья Григория устроилась работать железнодорожниками. 
- На предприятии за труд платили деньгами, в отличие от колхозников – у них трудодень отмечался палочкой, за нее выдавали пшеницу. А я мог даже конфет купить! – в голосе Григория Семеновича звучат гордые нотки. Приятно вспоминать детство, каким бы безрадостным оно ни казалось со стороны. 
Серафима Ковалевская

Полную версию материала читайте в "Жизни Луганска" №8 (1570) от 19 февраля 2020 года
Мы в соцсетях