Луганчанин Вячеслав Жданов автор ряда сборников стихов («Русский трамвай», «Три богатыря», «Новорусский роман в стихах», «Я – поэт, во мне страна», «Я – свет!»), один из победителей открытого литературного конкурса «Живое. Русское. Наше», регулярный участник музыкально-поэтических фестивалей: «Сила ветра», «Краснодонские горизонты», «Малахитовый носорог» и других. В его творчестве ирония сочетается с лирическими мотивами, а темы общечеловеческих ценностей оказываются огранёнными, подчёркнутыми какими-то совершенно обыденными, «бытовыми» деталями.– Вячеслав Владимирович, расскажите немного о себе. Откуда вы родом?– Моя малая родина – Станция Ольховая, Станично-Луганского района. Там я провёл большую часть моего детства. В этом районе мои корни со стороны мамы – дедушка родом из села Плотина, бабушка – из Верхнее Тёплое. А папа из Брянской области. На Донбасс он приехал работать, и так и остался здесь. Сначала 3 года отработал на шахте, потом перешел на завод коленчатых валов имени 20 лет Октября и там уже проработал всю оставшуюся жизнь.
Мама была работником связи. Когда мы жили на Станции Ольховой возглавляла там местное почтовое отделение. А в 1978 году мы переехали в Луганск, отец получил тут квартиру на квартале Дзержинского. Так что с 5-го класса я уже жил в Луганске, учился здесь в 18-й школе.
– Предположу, что вы из читающей семьи?– В принципе, у нас образованные люди были в семье. По отцовской линии бабушка и дедушка были школьными учителями. Прадед – священником. Дед тоже учился в духовной семинарии, но так как было уже советское время, в сан его не посвящали. Один родственник был актёром в Московском драматическом театре имени М. Н. Ермоловой. Двоюродный дедушка служил в Генштабе. Был полковником Генштаба. Видимо, такая семья уже предполагала к какому-то развитию.
– А какие книги вы читали в детстве?– Поначалу вообще детские какие-то книжки, потом уже более серьёзную литературу. Мне просто нравилось читать. Брал книги в сельской библиотеке, в школьной. А любовь к поэзии началась с Сергея Есенина. Тогда мы уже жили на квартале Дзержинского. Как раз напротив школы находилась местная библиотека. Выбор книг в ней был не очень большой, но Есенин там был. И вот, меня так впечатлили его стихи! Они настолько живые, настолько образные.
Мне всегда было очень жаль, что Сергей Есенин так рано ушёл из жизни. И захотелось немного продолжить его дело, написать что-то близкое по стилю, по манере, по его подходу к жизни. Написать интересно для людей и доходчиво. И вот я попытался так и написать. Помню, первое стихотворение было в маленьком блокнотике. Просто сидел и вдруг, ни с того ни с сего, захотелось записать несколько строчек.
– В каком возрасте это было?– То ли в восьмом классе, то ли в начале девятого. Это как ребёнок делает первые, ещё неуверенные шаги, вот что-то типа такого у меня и было в поэзии. У меня до сих пор хранится тетрадь с теми моими ранними стихами. Потом я пошел в армию, и мама прислала мне туда бандеролью эту тетрадь. И ребята мои стихи хвалили, заметили, что они чем-то похожи на стихи Есенина. Это меня, конечно, приободряло.
Там же, в армии, я поучаствовал в конкурсе, объявленном в дивизионной газете «Боевой пост», и занял первое место. И даже получил премию – 30 рублей. Тогда это были неплохие деньги. Но, прежде всего, был приятен сам факт – что мои стихи оценили.
– Скажите, а вы когда-то учились писать стихи? Может курсы какие-то. Или вы самоучка?– Перед самой армией, в 1984 году я поступил на филфак нашего педагогического института, факультет русского языка и литературы. А именно писать стихи я учился сам. Меня пытался редактор дивизионной газеты направлять, но он меня ориентировал на соцреализм. А я этого не хотел, хотелось рассказывать о чём-то своём.
Потом какое-то время было не до поэзии. Это было в 90-е. Тогда нужно было выживать, как-то зарабатывать на жизнь, ведь я уже женился, была семья. Думал, что вообще уже разучился писать. А потом, в начале 2000-х вдруг мне снова захотелось что-то написать, начал снова писать стихи. И в 2003 году я начал писать «Новорусский роман в стихах». Над ним я работал 9 месяцев, получается, как ребёнка его вынашивал.
– А о чём ваш «Новорусский роман в стихах»? И другие стихи тоже, например «Три богатыря».– Перед тем как писать
«Новорусский роман в стихах» я как раз перечитал «Евгения Онегина» и подумал – а почему бы про наше время что-то подобное не написать? Там сюжет достаточно незатейлив, он описывает нашу сегодняшнюю жизнь. Там я пытался отобразить, как события 90-х отобразились на нашей жизни, как все мы воспринимали происходящие изменения.
А «Три богатыря» – это ироническая супербылина нашего времени. Три богатыря оказываются в современном мире. Первым просыпается Илья Муромец и едет будить своих друзей. И вот они просыпаются в нашем времени. Пересаживаются с коней на джипы, переодеваются, отдыхают на пикнике, встречают местную «братву».
У меня, можно сказать, уже готова и вторая часть богатырей – осталось только проиллюстрировать, и есть идеи относительно третьей. Во второй действие происходит преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. А в третьей, я думал, они отправятся в Киев. Ведь это тоже, как и Москва, сакральный для нас – россиян город. Идея возникла ещё до 2014 года, так что сейчас предстоит думать, как там будут отображаться наши современные события.
– А как вообще происходит процесс издания книги? В частности – сложно ли подобрать издательство? И сразу задам ещё вопрос – написание стихов, это ведь не то занятие, которое позволит заработать?– Издательство найти сейчас не сложно, сложнее найти средства – на издание книги, на редактуру. А относительно заработка – дело ведь не в нём. А в том, что ты работаешь для души, чтобы создать интересный продукт, и чтобы это было нужно людям. Тут ведь как – начал писать, а дальше уже какая-то спираль закручивается – ты хочешь сделать больше, сделать лучше.
Иногда хочется махнуть рукой, думаешь – да зачем мне это нужно? Но, знаете, как говорят – если Бог тебе что-то даёт, то нельзя отказываться. Если тебе что-то дали – ты уже за это отвечаешь. У меня такое убеждение – не нужно гнать себя, не нужно следовать принципу «ни дня без строчки». Наоборот, пока можешь не писать – не пиши. А когда чувствуешь – вот что-то пришло, что нужно высказать. Вот тогда пиши.
– И последнее – в чём вы находите вдохновение?– Если ты поэт, то вдохновение находит тебя само. Иногда происходит какое-то событие, и оно тебя глубоко затрагивает. А иногда появляется идея. Которая тебя захватывает. Это как вихрь, как воронка, в которой нужно пройти до конца, если уж ты в неё попал. И после этого наступает облегчение – внутренний, душевный отдых. В это время можно остановиться и переосмыслить что ты сделал, подумать, как с этим теперь поступить.
Бывает, что пришли какие-то фразы, слова. И вот тогда начинаешь писать. Бывает идёшь и вдруг увидел красивый закат. Или ещё что-то, что тебя затронуло, внутри струны какие-то задело. Такие впечатления накапливаются, как снежный ком, который лежит, копится, и вдруг срывается. Тогда-то всё накопившееся нужно высказать, написать.
Беседовала Ирина Колесник, фото автора