16+
Адресг. Луганск
кв. Еременко, 7
E-Maillifelug@luganmedia.ru
  • 18:44 – В Луганске состоялся конкурс «Мисс особенная мама»
  • 11:57 – В Луганской молодежной библиотеке состоялся брейн-ринг «Закон вокруг нас»
  • 09:39 – В Луганском Доме молодежи прошел кастинг для участия в конкурсе красоты «Краса Донбасса»
  • 15:58 – Луганская литейка запустит новый вид производства
  • 09:33 – Поздравление Леонида Пасечника с Днем работника автомобильного и городского пассажирского транспорта

Нина Ищенко: «Только с уничтожением машины пропаганды национализма произойдет денацификация Украины»

Нина Ищенко: «Только с уничтожением машины пропаганды национализма произойдет денацификация Украины»
На каких принципах строится пропаганда на Украине, в том числе транслируемая через ее СМИ? К каким последствиям приводит ее влияние на массовое сознание и как необходимо бороться с ней? Об этом мы поговорили с доцентом кафедры философии Луганского государственного аграрного университета имени Ворошилова, кандидатом философских наук, культурологом Ниной Ищенко.

– Каковы общие принципы, на которых строится украинская пропаганда?

– Это дегуманизация, дискредитация политического противника. Так как на Украине формально есть демократия и формально все люди имеют равные права, то чтобы не дать людям реальных прав, проводятся кампании по их дискредитации и даже дегуманизации. Началось это активно в 2013 году, когда начался «майдан». Тогда на телевидении, в газетах, электронных СМИ стали звучать клички, применяемые к политическим оппонентам. Например, противников «майдана» обзывали «титушками». Подразумевалось, что если перед вами «титушка», то с ним уже не о чем дискутировать. Достаточно просто назвать носителя другой точки зрения «титушкой» – и все,  можно больше ничего не делать. Когда такие шаблоны транслируются СМИ, тем более телевидением, каналом, который вещает на всю страну, – это создает в обществе нормы допустимого насилия.

Если человека можно обозвать, то его и дальше можно «обрабатывать» – лишить его прав. Общество приучается к мысли, что по отношению к определенной категории людей допустимы разные формы насилия. Сначала их лишают каких-то прав, потом призывают расправляться с ними физически, а потом эти расправы происходят реально. В 2013 году началось с «титушек». Когда случилась трагедия в Одессе, началась и дегуманизация. Это все снималось на видео, постилось в сеть, люди гордились тем, что они сделали. Украинское государство никого за это не наказало. А массовая поддержка этого в соцсетях породила разного рода уничижительные мемы: «ватники», «жареные колорады», будто это не люди погибли, а колорадские жуки. 

– Все мы прекрасно знаем, к чему это может привести…

 Это приводит к дискриминационной войне. Она велась Украиной против Донбасса с 2014 по 2022 год. Дискриминационная война – это когда одна сторона лишена всяких прав. Модель такой войны – полицейская операция против бандитов. У бандитов нет статуса, с ними не договариваются, они не имеют права выражать свою точку зрения. Их просто уничтожают. По этой модели строилась и «АТО».

Обычные войны подразумевают, что две стороны вступили в конфликт. У каждой из них есть свои интересы, которые обе могут отстаивать.

И мир возможен, когда учтены в какой-то мере интересы двух сторон. Дискриминационная война подразумевает, что есть только одна сторона, только ее интересы, и война заканчивается тогда, когда захочет эта сторона. Так Украина вообще не признавала Донбасс стороной Минских соглашений.

Это можно считать следствием формальной приверженности демократии. Украина как официально демократическая страна должна предоставлять права всем людям, а «нелюдям» – необязательно. Поэтому происходит дегуманизация противника.

– Что выступает конечной целью всех этих манипуляций?

– В основном это делается, чтобы политических конкурентов и оппонентов вывести с поля публичной дискуссии. Не дать высказать свою точку зрения. Украина пытается сделать это и на международном уровне. Это попытки объявить Россию «государством-террористом», это срывы Киевом попыток мирных переговоров. Они оправдываются тем, что это же русские, и с ними нельзя договариваться. А этому предшествовала долгая работа по расчеловечиванию русских – это, мол, не такие люди, как все, низшая раса, орки и т. п.
Русских пытаются лишить всех прав – голоса, иметь политические организации, отстаивать свое мнение.

Когда какие-то расчеловечивающие тезисы звучат от официальных политических лидеров, чиновников, то это показывает обществу, что можно, а что нельзя. Это направлено, во-первых, на запугивание пророссийских сил внутри Украины. Они там, возможно, есть, но не проявляются из-за всех этих вещей. Во-вторых, они направлены и на деморализацию российской публики.

Некоторая ее часть считает, что в русских СМИ правду не расскажут, поэтому лучше слушать другие источники, а другие источники – это украинские. У многих людей перед агрессией, льющейся оттуда, срабатывает реакция отождествления себя с агрессором: «Если я буду соглашаться с ними, я не пострадаю. Не могут же они быть совсем неправы?» Такие вещи тоже работают.

– Все эти приемы ведь не родились на украинской почве, они откуда-то заимствованы?

 Конечно, они не там появились и использовались давно. Они так же стары, как и демократия. Первые национальные демократические государства появились в 18-м веке. Это были США и Франция. В революционной Франции ввели смертную казнь за несанкционированные собрания, выпуск не тех газет, вообще за все. То, что допускалось при «тираническом режиме» короля, в ней каралось.

Французский философ Огюстен Кошен разобрал этот казус и показал, что это закономерное следствие их теории. В демократической теории нации нацией считаются не все. Во Франции это были только сознательные люди, усвоившие демократическую идеологию. Все остальные – не нация. Им нельзя давать слово. Пока их не перевоспитали, они не имеют права высказываться. Поэтому во время революции народ оказался в меньшинстве. Демократия дает права определенной группе, а не всему обществу.

Отцы-основатели США выступили с декларацией независимости, где она провозглашалась от имени народа. Но сторонников независимости было всего 100 тысяч на всю страну. Естественно, они не считали «народом» негров, женщин, детей и бедных. Структура этого учения заключается в том, что права формально даются всем. Фактически же из них исключаются какие-то группы.

За счет того, что права формально даются всем, этим пользуются для «взламывания» других государств, где этот проект не реализован. И мы это видели и в перестройку, и в постсоветский период. Под лозунгом демократии происходят госперевороты, трансформация общества. Это идеология нападения.

Отказаться от этой идеологии Запад не может. Украина как зависимое от него образование не может отказаться от формальной демократии. Запугивание, деморализация, принуждение к депортации и т. д. – эти методы связаны с западной демократией напрямую. Полное участие всего народа, всех его групп и классов в политической жизни является недостижимым идеалом, к которому все на словах стремятся, но фактически дать право голоса всем боятся из-за внутриполитических противоречий.

Похожая ситуация разворачивается в Америке на фоне противостояния Байдена и Трампа. Против сторонников последнего применяют и нарушение закона, и подтасовки, и прямую силу. Хотят сделать название «трампист» маркером расчеловечивания.
 
На Украине на эту роль назначены русские и люди пророссийских взглядов. Это не этническая разница, а политическая. Люди могут быть этнически одинаковы, но может быть разница в политических взглядах. Одни – сторонники России, другие – украинского национального государства. На каком языке они говорят, даже не принципиально.

Это старая технология, а СМИ просто придали этому большой размах. Потому что у них большая целевая аудитория и широкое воздействие на массовое сознание.

– Люди, которые попали под влияние этой пропаганды, уже никогда не выйдут из-под него? 

– Человека можно изменить всегда. Общее мнение, к которому пришли специалисты, размышлявшие об этом, – необходимо менять информационную повестку. Только прекращение этой пропаганды может что-то дать. Государство делает очень много для формирования самосознания. Это огромная и мощная машина.

На Украине машина формирования самосознания поставлена на службу пропаганде национализма и направлена на уничтожение всего русского. 

Пока эта машина работает, с этим людьми ничего нельзя сделать. Противостоять такому воздействию могут единицы и только с опорой на свои внутренние духовные ресурсы. Часто этой опорой выступает Церковь, поэтому она и находится на Украине под ударом.

Цель, заявленная нашим Президентом, – денацификация Украины. То есть уничтожение этой машины пропаганды. Когда она перестанет работать, поменяется информационная повестка, и люди начнут интегрироваться в новую жизнь, меняя свои идеи. Это трудно, очень долго, но этим нужно заниматься постоянно.  
 
Александр Нефедов
Фото: ЛИЦ
Мы в соцсетях