Иконы, написанные студентками кафедры станковой живописи Луганской государственной академии культуры и искусств им. Михаила Матусовского направления подготовки «иконопись», украсили иконостас нижнего придела столичного храма в честь иконы Божией Матери «Умиление», который носит имя преподобного Серафима Саровского.
Высокопреосвященнейший Митрофан, митрополит Луганский и Алчевский 15 января, в день памяти этого святого, освятил новые образы. Владыка высоко оценил канонические и художественные достоинства икон, поздравил всех с престольным праздником и благословил начинающих мастеров на дальнейшую работу.
- Иконы станут достойным украшением храма и будут помогать нам молиться, от видимого образа возносить свой ум и сердце к Первообразу, - сказал Его Высокопреосвященство. - Это так важно, что у нас, в Луганске продолжается традиция иконописания. Хочется пожелать вам помощи Божьей и благословения на дальнейшие труды, пусть талант, который дал вам Господь, развивается, а мастерство совершенствуется.
- Работы студентов до того, как они были установлены в храме, увидели и помогли совершенствовать профессиональные иконописцы из Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, с которым наш вуз сотрудничает с 2017 года, - отметил ректор ЛГАКИ им. М. Матусовского Валерий Филиппов. – Уважаемые педагоги московского вуза высоко оценили работы наших студентов. Будем стараться, чтобы в Луганске появилась и своя школа иконописи.
Важнейшим из принципов в иконописи является следование устоявшимся канонам. Древние иконы рождались совершенно в другой исторической обстановке и были написаны людьми, которые, как правило, вели подвижнический образ жизни, были созерцателями божественных откровений сами или находились под руководством святых старцев. Они жили в другом ритме, отличном от нашего, и благодаря всему этому произведения из-под их рук выходили совершенно другими. Древние иконы часто несут в себе идеальные черты, и недаром существует сказание, что иконы пишут ангелы.
Современные иконописцы пишут с тех образцов. Авторство иконы намеренно не раскрывается, оно принадлежит всей Церкви. Потому, занятие иконописью – это не способ самовыражения художника, а послушание, аскетический подвиг. И все же за ликами святых, которые смотрят на нас с икон незримо стоит не только тот, к кому обращена молитва, но и человек, создавший образ.
Главный педагог студентов-иконописцев академии Матусовского - известный луганский художник Владимир Панич написал для иконостаса луганского храма «Тайную вечерю», авторами однофигурных икон являются Екатерина Венжега, Екатерина Баранова, Наталья Коваленко, Виктория Иванова, Соломия Гончар и Анна Понкратова.
В последнее время наблюдается тенденция, что иконописи учатся в основном девушки, хотя раньше это дело было сугубо мужским. Однако считается, что на икону не влияет, кто ее пишет. Перед Богом все равны – нет ни мужчины, ни женщины, и как сказал апостол Павел в Послании к Колоссянам: «Нет ни Еллина, ни Иудея… раба, свободного, но все и во всем Христос».
Студентки-иконописцы признаются, что соприкосновение с сакральным миром требует от человека не только умения рисовать, но и особой жизни и подготовки. Благочестие и духовное состояние – это главные ценности в иконе, именно этими параметрами икона и отличается от не-иконы. Девушки рассказывают, что все пришли к своему призванию по-разному.
- Требования к иконописцу весьма высоки, он должен быть человеком благочестивой жизни, действительным, а не номинальным членом Церкви, - рассказывают девушки, создавшие святые образы. - Иконы писать имеет право только тот человек, который является православным христианином, постоянно ходит на службы, исповедуется, причащается, постится. Нужно, чтоб у иконописца душа была чистая, и тогда и изображение на иконе будет чистое. А когда ты чувствуешь, что «не в духе», лучше не садиться за работу - не получится. В таком не мирном состоянии души лучше заняться каким-нибудь физическим трудом, например, убрать в мастерской, почистить, помыть полы. Перед тем как приступить к работе над образом, читаем житие святого, изучаем другие образцы. Получение благословения духовника на написание иконы является также обязательным требованием для иконописца.
Образ преподобного Серафима Саровского, отныне украшающий иконостас храма в честь этого святого, писала двадцатилетняя студентка 3-го курса Екатерина Баранова.
- Я сама выбрала этот образ, мне нравится батюшка Серафим. С этим угодником Божиим связан один случай в моей жизни, - поделилась девушка. - В детстве я упала с крыши второго этажа и прямо спиной на какую-то железку. Родные были очень напуганы и начали молиться святому Серафиму. Уже на следующий день со мной было все в порядке, и я бегала, как ни в чем не бывало. Святой спас меня - это было очевидно.
В это трудно поверить, но своим падением девочка повторила случай из жизни самого старца Серафима. Будучи еще ребенком, он залез на колокольню и, неожиданно оступившись, упал с огромной высоты на землю. Но Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: мальчик остался невредимым.
Вот такое «совпадение»!
Серафима Ковалевская