16+
Адресг. Луганск
кв. Еременко, 7
E-Maillifelug@luganmedia.ru
  • 15:05 – Леонид Пасечник провел встречу с министром труда и социальной политики республики Еленой Макаренко и руководителем регионального филиала Государственного фонда «Защитники Отечества» Ольгой Гонтаревой
  • 11:23 – В многоквартирных домах Луганска меняют трубы центрального отопления
  • 14:47 – Депутат Народного Совета ЛНР Александр Криеренко провел прием граждан в Луганске
  • 13:45 – Ко Дню бездомных животных представители партии «Единая Россия» посетили приют для бездомных собак «Дай лапу» с гуманитарной миссией
  • 16:05 – ИТ-специалисты познакомились с технологиями искусственного интеллекта

Дистанционное обучение. Новость, которая всегда не вовремя

Дистанционное обучение. Новость, которая всегда не вовремя
Она всегда приходит неожиданно и всегда не вовремя. Едем ли мы в этот момент на работу, готовим ли еду, играем ли с младшим ребенком. Звуки «Вайбера» выводит нас из состояния равновесия. Нет, конечно, потенциально мы ждали и знали, что это может произойти. Но все равно оставались не готовы. Эта новость словно перечеркивает спокойное течение жизни. «С завтрашнего дня наша школа переходит на дистанционное обучение», - безапелляционно сообщает родительский чат. Несомненно, вы уже знали, что обстановка в городе с заболеваемостью COVID -19 достаточно серьезная. Наверное, у каждого из нас есть близкие и родные, которые сейчас болеют или недавно переболели. И все мы понимаем необходимость этой меры. Но сообщение о дистанционном обучении выбивает из колеи. На наши плечи ложится огромный пласт обязанностей, требующих огромного количества время, которого нет. Кроме того, эти обязанности от нас требуют наличия навыков, которые у нас также могут быть не развиты. Одно дело владеть материалом, который нужно донести ребенку, другое – объяснить его просто и понятно. Поговорить о том, как сделать дистанционное обучение максимально комфортным для семьи, нам, родителям школьников, предлагает практикующий психолог по работе с детьми с ОВЗ, победитель 2 этапа и призер 3 этапа конкурса «Педагог года Луганщины-2020» в номинации «Педагог года», практический психолог ГУ ЛНР «ЛОУУРЦ № 135» Ольга Плямина.
ВСЕ СПОКОЙНО
Особенно важен в этой ситуации психологический настрой родителя, который передается и детям. Если мама относится к дистанционному обучению как к катастрофе, то как себя будет чувствовать ребенок? Прежде всего имейте в виду, что вы не супергерой, не Бетмен и даже не Песталоцци. Вы не обязаны спасать мир, вам важнее сохранить хрупкое равновесие внутри своей семьи. Особенно психологически сложно приходится работающим родителям. Возвращаясь домой с работы, они словно приходят на вторую, к которой зачастую оказываются совершенно не готовы. Надеюсь, дальнейшие рекомендации помогут избежать этой гиперответственности, которая съедает наши ресурсы и приводит к психологическому истощению организма.
Сейчас в моде тренинги по грамотному планированию, тайм-менеджменту. Эти навыки необыкновенно важны и при организации обучения ребенка дома. Именно в грамотном подходе к организации образовательного процесса, который ведет свои истоки из работ знаменитого чешского педагога Яна Амоса Коменского, состоял принцип советской школы, уровень которой сейчас достаточно высоко оценивается.
ВСЕ ПО ПЛАНУ
Работать над планированием стоит начать с записи тех вещей, дел и событий, которые имеют четко установленные временные рамки. Возьмите два листа бумаги и озаглавьте «График ребенка», «Мой график». Впишите по дням недели то, что вам нужно выполнять в течение недели. 
Прежде чем продолжить работать с графиком, нужно сказать несколько слов об ответственности. Очень важно, чтобы школа была зоной ответственности самого ребенка. Не родителей, не бабушек и дедушек, а именно самого ученика. Ведь это умение брать на себя ответственность в дальнейшем будет способствовать его профессиональному росту, успехам на работе, возможности занимать руководящие должности. А приучать к этому нужно с детства. Сравните свой график занятости и график занятости ребенка (его кружки и секции, в которых очное посещение). Наверняка окажется, что у него свободного времени больше с учетом дистанционного обучения. Обсудите с ним, какие уроки ему максимально понятны. Предложите ему составить свой график учебы. Обговорите, в какой помощи он нуждается, и когда вы можете помочь ему с учебой.
Каждый день нам приносит новые задания и новые вопросы, поэтому максимально удачным будет составление плана на день, который вы вместе с ребенком будете обговаривать вечером. При этом важно обсудить, какие виды деятельности он должен выполнить сам.
УТРО ВЕЧЕРА МУДРЕНЕЕ
Хочется сказать несколько слов о «жаворонках» и «совах». В последнее время все чаще приходится слышать от многих категоричное утверждение о том, что они являются «совами». При этом «жаворонков» становится все меньше и меньше. Конечно, каждый человек имеет свой личный хронотип. Но этот хронотип не является непреодолимым. Он во многом зависит от внешних обстоятельств. Весь современный мир развлечений заточен под «сов» и тяготеет к вечернему и ночному времени. Но психологи говорят о том, что максимально ресурсной для человека является первая половина дня. Именно в это время и «жаворонки», и «совы» могут изучать новое, выполнять сложные задания, в это время лучше работает внимание, мышление. В связи с этим особенно важно сохранять время подъема и отхода ко сну во время дистанционного обучения, а если и сдвигать его, то не более чем на час. Не стоит оставлять сложные задания на вечер. Если родители работают и не имеют возможности контролировать работу ребенка в первую половину дня, можно предложить ему выполнить задания на черновике, чтобы вечером осталось их только механически переписать.
Кроме того, важно помнить, что дистанционное обучение не является семейным обучением. В рамках дистанционного обучения важно поддерживать тесную связь со своим классным руководителем, задавать вопросы, если что-то не понятно, уточнять, просить помощь в случае необходимости.
Еще одно важное правило – помните о переменах! В школе через каждые 45 минут урока звенит звонок. Дети шумной толпой выбегают на перемену. Вспомните, как вы сами ждали ее, сидя на уроке, и воспользуйтесь тем преимуществом, которое в этом вопросе дает вам дистанционное обучение. Теперь звонок может звенеть тогда, когда этого требуют обстоятельства. Здесь важнее исходить не от времени, а от выполненного результата. Очень важно приучать ребенка доводить начатое дело до конца. Поэтому звонок должен «звенеть» тогда, когда закончен один вид деятельности и пора перейти к новому.
Есть и еще одна привилегия. Ваши перемены могут быть более активными, чем в школе. Их можно проводить на свежем воздухе, можно сделать небольшую зарядку, которая обеспечит увеличение поступления кислорода к головному мозгу, что положительно отразится на дальнейшем восприятии информации и выполнении заданий. А также можно поиграть с ребенком в настольные игры. Не забывайте о важности перемены для дальнейшего обучения!
ДЕЛУ – ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ – ЧАС
Нужно сказать несколько слов и о наших помощниках – гаджетах. При организации дистанционного обучения без них не обойтись: мы получаем задания через основные мессенджеры, мы смотрим обучающее видео на образовательных сайтах или в YouTube. Но нужно помнить о возрастных ограничениях по времени пользования гаджетами, выдвинутых медиками и психологами мира. Речь не только о физическом здоровье: возможности развития сколиоза, проблем со зрением. Правильное использование современной техники сводит эти риски к минимуму. Речь прежде всего о психологической зависимости, о значительном снижении двигательной активности, столь необходимой для развития ребенка и о нейронных связях, которые формируются при изучении ребенком мира, но не при монотонном просиживании у экрана. Поэтому в период дистанционного обучения, достаточно перегружающего ребенка общением с гаджетами, использование гаджетов в качестве «отдыха» крайне нежелательно. 
В эпоху дистанционного обучения самой большой проблемой является  время. Где взять его для новых, стоящих перед родителем, задач? Ответов на этот главный вопрос может быть несколько: прежде всего делегируйте и еще раз делегируйте. Учителю – объяснение новой темы. Можно попросить его снять небольшое видео, если это начальная школа, рекомендовать образовательный портал, на котором четко освещается изучаемый вопрос. Ребенку – самостоятельное выполнение задания. Второму родителю – контроль за теми уроками, которые ему самому ближе. Например, мама-гуманитарий может помочь ребенку в усвоении гуманитарных предметов, а папа, склонный к точным наукам, может объяснить тему по математике или разобрать сложную задачу. Ответ второй: найдите своих «пожирателей времени». Очень часто мы, сами не замечая, «выпадаем» из реального мира в соцсети, увлеченно обсуждая абсолютно неизвестную нам личность и ее поступки. Время, проведенное таким образом, не приносит нам ни отдыха, ни пользы, ни психологической разрядки. Ответ третий: найдите свой ресурс. Для того чтобы что-то отдавать (время, силы, внимание), нужно пополнять свои запасы. У каждого человека есть свои источники ресурса, которые дают силу, энергию, радость жизни. Для кого-то это спорт, для кого-то – чтение, для кого-то – чашечка горячего кофе. Помните, что время, выделенное вами на то, что дает вам душевный ресурс, с лихвой окупится той энергичностью и легкостью, с которой закипит ваша работа.
ВСЕМУ СВОЕ МЕСТО
Очень многие дети (да и родители) не уделяют должного внимания организации рабочего пространства. А ведь это тоже важно. Хаос в быту – такой же похититель времени, как и гаджеты. Вместо того чтобы быстро выполнять задание, ученик занимается поисками линейки или ручки. Поэтому ребенок должен иметь свое учебное место, где будет все необходимое и не будет ничего лишнего. Уделите внимание тому, чтобы научить учащегося организовывать свое пространство, чтобы у каждой вещи было свое место.
Степень вовлеченности родителей в образование школьника должна быть обратно пропорциональна возрасту ребенка – чем он младше, тем больше родитель вовлекается в его обучение. В среднем звене достаточно обойтись контролем и помощью по просьбе ребенка. Известный психолог Михаил Лабковский говорит о том, что для формирования чувства ответственности и самостоятельности у ребенка важно не опережать его просьбу о помощи. Дайте ему понять, что вы всегда готовы ему помочь, но чтобы получить помощь, ее нужно попросить. 
С точки зрения возрастной психологии у обучающихся старших классов уже достаточно хорошо сформированы мотивационная и познавательная сферы для самостоятельного обучения. Родителям достаточно ограничиться взаимодействием с классным руководителем, чтобы понимать, насколько ребенок справляется с обучением и вовремя данными рекомендациями о том, как грамотно организовать процесс обучения.
Помните, важно, чтобы обучение проходило в спокойной и доброжелательной атмосфере. Как пела известная российская певица: «Главней всего – погода в доме!» И пусть у вас в доме, несмотря ни на какие перипетии, всегда будет солнечно и уютно.
Подготовила Лана Лебедева
Мы в соцсетях