Есть поступки, после которых не может быть прощения… Пройдут десятилетия, эпохи – но этот страшный день никогда не сотрется из памяти жителей Луганска. Центр города, сотни людей спешат по своим делам, кто-то гуляет с детьми, и вдруг – страшный грохот, звон битого стекла на верхних этажах Луганской облгосадминистрации… После авиаудара ВСУ на тысячи, миллионы мельчайших осколков разлетелись не просто окна в административном здании, а судьбы жителей города… Выпущенный ракетный снаряд неуправляемого украинского штурмовика собрал свою кровавую жатву: погибли восемь человек – трое мужчин и пять женщин. Осколочные ранения получили около 30 человек, некоторые из них были доставлены в больницы в тяжелом состоянии.
В числе погибших – министр здравоохранения ЛНР Наталья Архипова и руководитель военно-патриотического объединения «Каскад», ветеран-афганец, один из опытнейших поисковиков Украины, историк и общественный деятель Александр Гизай.
Чуть позже в сквере перед облгосадминистрацией были обнаружены две неразорвавшиеся неуправляемые авиационные ракеты.
Украинские ВВС при обстреле ОГА использовали кассетные бомбы (в одной кассете может находиться до 100 мин). Представители Вооруженных сил Украины в тот же день опровергли свою причастность к авиаудару, озвучив немыслимую «официальную» версию о том, что ОГА подверглась самообстрелу – якобы представители ЛНР пытались сбить украинский самолет из ПЗРК, ракета которого захватила тепло кондиционера вместо реактивного двигателя истребителя.
Этот день для многих луганчан стал переломным моментом в жизни. Один из них – солист Луганской академической филармонии Сергей Чуйков, который отныне считает эту дату своим вторым днем рождения.
«2 июня 2014-го мы с приятелем находились в центре города, как раз в том месте, куда попала кассетная бомба, но только за 5 минут до этого. Мы пили кофе возле Луганской облгосадминистрации, и только отошли на сотню метров, как там произошла трагедия. Мы даже не сразу поняли, что случилось. Теперь 2 июня для меня – как второй день рождения», – вспоминает Сергей.
Луганчанка Виктория Орлова, оказавшаяся в тот тяжелый для Луганска день недалеко от места трагедии, описывает пережитое так:
«2 июня – самый страшный день в моей жизни. Авиаудар застал меня на Театральной площади, как раз шла в направлении здания ОГА. Ужасно звучит, но к тому моменту я, как и многие другие, стала привыкать к обстрелам, а это вызвало беспечность. В тот день сначала пролетел один самолет. От других таких полетов этот отличался тем, что самолет пролетел очень низко. Следом за ним – второй, а потом – взрыв, крики, плач. Отчетливо помню толпу людей, которая бежала мне навстречу по направлению от здания ОГА к Театральной площади. Ничего толком не понимая, руководствуясь инстинктом самосохранения, быстро шла домой по Оборонной и судорожно пыталась дозвониться родителям. В памяти сразу всплыла Одесса. Услышала от мудрой коллеги когда-то фразу: «Армия стреляет в свой народ всего один раз. Во второй раз – это уже не ее народ». Именно так случилось с жителями Донбасса – после обстрелов ВСУ они отказались быть частью государства, способного на преступления против своего же народа»
Читайте полный материал в свежем выпуске газеты «Жизнь Луганска» №22
Василий Смирнов, фото из открытых источников